Что такое себестоимость продукции, ее виды и как она рассчитывается + формула и пример расчета

В этой статье мы разберем, что такое себестоимость продукции, какие ее виды существуют и как она рассчитывается. Дадим формулу для расчета и приведем пример расчета.

Что такое себестоимость?

В экономической науке нет единой расшифровки термина «себестоимость», а разные авторы предлагают различные трактовки. Самая распространенная гласит, что себестоимость (ССТ) какого-либо товара – это сумма всех издержек, которые несет предприятие во время создания и реализации изделия. Природа издержек может быть различной – траты на создание товара, проектировку, хранение, транспортировку, реализацию, рекламу.

Также в себестоимость обязательно включаются налоговые отчисления и расходы на выплату заработной платы работникам. Следует учитывать тот факт, что прибыль какого-либо производства может меняться в зависимости от рыночной конъюнктуры и климатических условий. Например, был разработан дешевый способ добычи полезных ископаемых – в таком случае расходы могут также снизиться.

Виды себестоимости

Экономисты различают несколько разновидностей ССТ продукции в зависимости от типа и объема затрат на изготовление единицы товара. Основные виды:

  1. Предельная. Учитываются лишь затраты на производство (покупка сырья и комплектующих материалов, зарплаты рабочим, амортизация, а также налоги).
  2. Цеховая. Учитываются расходы всех цехов и производственных структур, которые принимали участие в создании изделия.
  3. Производственная. Учитываются расходы всех цехов и производственных структур, а также целевые расходы и траты на доставку.
  4. Полная. Учитываются как затраты на производство, так и затраты на реализацию, транспортировку и хранение.
  5. Также существует понятие индивидуальной и среднеотраслевой ССТ. В первом случае подразумевается цена изделия, произведенного конкретным фабриками; во втором случае – средняя стоимость изделий (то есть при расчете этого параметра учитываются все фабрики, которые задействованы в сфере создания одного и того же товара).

Способы расчета себестоимости продукции

Существует несколько методов вычисления себестоимости продукции. Для расчета необходимо брать реальные расходы, которые понесло предприятие на производство того или иного изделия. В ряде случаев выполнять калькуляцию довольно трудно, а ситуация еще осложняется тем, что бизнесмену нужно знать себестоимость продукции еще до момента запуска фабрики. Ведь от этого параметра зависит рентабельность бизнеса. В случае слишком высокой цены выпускать те или иные изделия бессмысленно из-за невозможности последующей продажи. Основные методы расчета представлены ниже.

Нормативный

Этот метод применяется для подсчета итоговой стоимости продукции, которая была произведена в учетный период. Для применения этого метода необходимо вести учет и знать цену сырья, которое используется для создания товаров. Также должны быть разработаны и внедрены в производство специальные нормы, которые используются для контроля деятельности предприятия. В случае отклонения ССТ от средних значений необходимо внести корректировки, а также определить причину возникновения отклонений. Также корректировки вносятся в случае изменения рыночной и трудовой конъюнктуры (изменение цен на материалы, внедрение инновационных технологий, влияющих на производительность труда, повышение квалификации рабочих). При применении этого метода не нужно выполнять калькуляцию каждый раз – достаточно выполнить расчет стоимости единожды, а в случае появления каких-либо изменений бухгалтер просто вносит соответствующие данной ситуации корректировки.

Попроцессный

Сущность этого метода заключается в учете прямых и косвенных расходов на производство за определенный учетный период. Для определения средней стоимости товара складывают все расходы, а получившееся число потом делится на количество готовой продукции. Обычно этот метод применяется на крупных предприятиях, которые производят большое количество однотипной продукции.

Попередельный

В данном случае для расчетов используются переделы (переделами в бухгалтерии называют промежуточные товары-полуфабрикаты, которые произведены учетным предприятием). Количество переделов определяется в зависимости от мощностей. В случае применения попередельного метода расходы отражаются в бухгалтерском учете не по готовой продукции, а по стадиям производства.

Позаказный

Суть этого метода заключается в учете конечной стоимости готового товара с учетом косвенных расходов (амортизация, зарплата, налоги). При этом объект подлежит учету только в том случае, если он полностью произведен и готов к реализации. Неготовый товар при расчете себестоимости не учитывается.

Формула и пример расчета

Существует множество различных формул для расчета ССТ продукции, однако чаще всего используется следующая формула: С1Т = (МТ+ЗП+А+ЛР+РнР)/КТ. Расшифровывается она так:

  • С1Т – себестоимость 1 единицы товара;
  • МТ – материальные траты (покупка сырья и комплектующих, которые нужны для создания изделия);
  • ЗП – заработная плата рабочим;
  • А – амортизация (покупка новых станков, расширение цеха и так далее);
  • ЛР – логистические расходы (транспортировка и доставка изделий, а также расчет пути доставки);
  • РнР – траты на реализацию (реклама, аренда магазинов и так далее);
  • КТ – количество изделий, созданных за единицу времени.

Давайте теперь рассмотрим пример расчета.

Предположим, имеется некая фабрика X, которая занимается выпуском однотипной продукции. В предыдущем учетном периоде фирма потратила 30 000 рублей на зарплату рабочим, 100 000 рублей – на покупку сырья, 20 000 рублей – на транспортировку и хранение, 15 000 рублей – на замену станков, 10 000 рублей – на рекламу и аренду магазина. Всего было сделано 100 изделий.

Давайте теперь воспользуемся формулой: (МТ+ЗП+А+ЛР+РнР)/КТ = (100 000 + 30 000 + 15 000 + 20 000 + 10 000)/100 = 1 750.

Значит, ССТ 1 единицы товара составит 1 750 рублей.

Заключение

Подведем итоги. Себестоимость изделия – это сумма всех издержек на производство и реализацию изделий (покупка сырья, зарплата, логистика, реклама, аренда помещений, замена оборудования, налоги). Для расчета этого параметра используется множество методик. Основные – нормативный, попроцессный, попередельный и позаказный. В самом общем случае для расчета нужно сложить все расходы (как прямые, так и косвенные), а потом разделить этот показатель на количество товаров, которые были произведены за единицу времени.

Источник: whiteprofit.ru

Добавить комментарий