Базовое образование
Найдено 8 определений термина Базовое образование
Базовое образование
совокупность способностей, установок, знаний и умений, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения.
БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
совокупность установок, знаний и умений, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения. Термин употребляется в двух значениях: 1) образование, ориентированное на освоение знаний и умений, минимально необходимых для жизни в обществе; 2) образование, полученное до вступления в сферу оплачиваемого труда и рассматриваемое как исходный пункт для продолжения учебы во взрослом возрасте.
БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
совокупность установок, знаний и умений, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения. Термин употребляется в двух значениях: 1) образование, сориентированное на освоение знаний и умений, минимально необходимых для жизни в обществе; 2) образование, полученное до вступления в сферу оплачиваемого труда и рассматриваемое как исходный пункт для продолжения учебы во взрослом возрасте.
БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
единый государственный минимумоптимум общего образования, основа для дальнейшего общего образования более высокого уровня и специального профессионального образования. оно призвано обеспечить решение двух задач: а) дать обучающимся базовые знания об окружающем мире, о себе самом, своих способностях и возможностях; б) сформировать способность и потребность обоснованно строить своих жизненные планы.
Базовое образование
общественно необходимый уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы ее дальнейшего образования. Базовый уровень общеобразовательной подготовки призван определить и задать нижнюю границу результата общего образования. Б.о. задается в системе государственных стандартов образования, определяющих требования к уровню подготовки выпускников школы. Государство гарантирует получение бесплатного общего образования в основной (9-летней) школе в пределах этих стандартов.
Базовое образование
это тот минимум общеобразовательной подготовки, который узаконен в государстве как всеобщий, обязательный и бесплатный. В настоящее время – это 9-летнее образование, даваемое детям в средней общеобразовательной школе. Базовое образование предусматривает разностороннее развитие личности, формирование ее ценностно-этических ориентаций, общекультурной основы, необходимой для первичного выбора профессии или продолжения образования в школе. Базовое образование играет особую роль в системе непрерывного образования, оно составляет его фундамент, который затем «продолжает» себя в школе, техникуме, профессионально-техническом училище, в дополнительном образовании, но может быть и закончено: после окончания основной 9-летней школы подросток может пойти работать. Продолжительность базового образования определяется экономическими возможностями государства и образовательными потребностями его граждан.
БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
общественно необходимый уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы ее дальнейшего образования, гражданского и профессионального становления. Базовый характер школьной программы по отношению к системе непрерывного образования проявляется в том, что общее образование становится реальной опорой последующих форм общекультурной и профессиональной подготовки. Базовый уровень общеобразовательной подготовки призван определить и задать нижнюю границу результата общего образования, что является важным фактором ликвидации перегрузки школьника. — единый государственный минимум-оптимум общего образования более высокого уровня и специального профессионального образования. Оно призвано обеспечить решение двух задач: дать обучающимся базовые знания об окружающем мире, о самом себе, своих способностях и возможностях; иформировать способность и потребность обоснованно строить свои жизненные планы. (Моисеев В.Б. Информационные технологии в системе высшего образования. — Пенза, 2002. )
БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
общественно необходимый уровень общеобразоват. подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этич. ориентацию личности, формирование общекультурной основы ее дальнейшего образования, гражд. и проф. становления.
В условиях научно-технич. революции распространение многообразных форм дополнит, образования, охватывающих и Значит. часть взрослого населения, усиливают приоритетную роль общеобразоват. подготовки. Вместе с тем школа теряет свое значение образоват. института, единственного для большинства населения страны. Это позволяет существенно пересмотреть содержание общего образования, освободив его от спец. вопросов, второстепенных с позиций общей культуры; снять со школы несвойственные ей функции спец. подготовки, реально обеспечиваемые в проф. уч. заведениях. Общекультурная направленность общего Б. о. способна расширить адаптивные возможности выпускников школы в процессе их становления в мире совр. произ-ва, требующего высокого уровня общего образования и развития человека и предполагающего проф. мобильность, необходимость переучивания и смены профессий.
Исторически сложившаяся технократич. ориентация сов. школы привела к заметному разрыву между реальными требованиями жизни и характером получаемого школьниками образования. В его содержании недостаточно и неполно представлены такие гуманитарные компоненты, как этика и психология, экономика и экология, иск-во.
Общекультурная направленность ср. образования требует включения в его содержание осн. областей общечеловеческой культуры с учетом возрастных возможностей учащихся. Это обусловливает определенное структурирование содержания образования, отвечающее необходимости познания окружающего мира как единства человека, природы и общества. Особая роль здесь отводится родному языку и математике как предметам, обеспечивающим возможность усвоения всего программного комплекса. Базовый характер шк. программы по отношению к системе непрерывного образования проявляется в том, что общее образование становится реальной опорой последующих форм общекультурной и проф. подготовки. Это возможно, с одной стороны, лишь при условии га-рантиров. достижения каждым выпускником школы определенного, заранее заданного базового уровня общеобразоват. подготовки, что обеспечивает эквивалентность общего образования, полученного в разных типах школ. По своему замыслу базовый уровень общеобразоват. подготовки призван определить и задать нижнюю границу результата общего образования. Возможность ограничиться этим уровнем при изучении нелюбимых или трудных предметов, обеспечивая достаточные пределы их усвоения, одновременно является важным фактором ликвидации перегрузки школьника. С др. стороны, только освободив ученика от непосильной суммарной уч. нагрузки, можно направить его усилия в область склонностей и интересов, способствуя развитию личности, формированию положит. мотивации учения. Такой подход к формированию уч. требований реализует демокр. способ разрешения дилеммы прав и обязанностей ученика в обучении, но предполагает смену традиц. стереотипов оценки качества образования (достижение школьником базового уровня общеобразоват. подготовки должно расцениваться как явный успех), широкое использование тестов достижения, зачетных форм контроля.
Для реализации развивающей функции обучения наряду с заданием базового уровня общеобразоват. подготовки необходимо зафиксировать уровни повышенной подготовки. Восхождение ученика по своеобразной «лестнице» деятельности от базового к повышенным уровням подготовки способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуально посильном уровне трудности, что оптимизирует развивающую функцию учения. Эффективная реализация такого подхода достигается повышением уровня обучения по сравнению с обязат. требованиями. При этом гласное обозначение базового уровня создает возможности индивидуального выбора содержания образования, превышающего этот уровень, в интересах развития ученика в соответствии со способностями.
Содержание Б. о. раскрывается в гибких программах для предметных областей (словесность, математика, естествознание и пр.). Уровневая дифференциация в программах (предусматривающая, в частности, разделение уровня обучения и базового уровня) осуществляется посредством явного указания желательных целей обучения с одноврем. фиксацией уровня обязат. подготовки. Эти два уровня задаются по отношению к итоговым результатам обучения на разных ступенях школы.
Читать еще: Все педагогические вузы россии
В соответствии с Законом Рос. Федерации об образовании (1922) Б. о. задается в системе гос. стандартов образования (включают федеральный и нац.-регион. компоненты), определяющих требования к уровню подготовки выпускников школы. Гос-во гарантирует получение бесплатного общего образования в основной (9-летней) школе в пределах этих стандартов. В. В. Фирсов.
Базовое педагогическое образование
Приводится без редакционного вмешательства EDU@EMISSIA по тексту брошюры, выпущенной кафедрой педагогики и Центром базового педагогического образования РГПУ им. А.И.Герцена. 1994
БАЗОВОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ
(материалы к учебной программе)
Автор-составитель: Е.И.Казакова
Научный редактор: З.И.Васильева
ТЕМА 1:
СОВРЕМЕННОЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В чем состоит проблема?
Основные вопросы, которые нам необходимо подвергнуть анализу, следующие:
специфика Университета по сравнению с другими типами высших учебных заведений;
Педагогический Университет, его существенные признаки;
Педагогический Университет в системе непрерывного педагогического образования;
педагогический аспект университетского образования;
учебно-педагогическая деятельность, требующая особой квалификации.
Очень часто в обыденном сознании название Университет связывается с некоторой универсальностью знания, получаемого его студентами, или — с универсальностью функций, выполняемых Университетами по отношению к обществу. Тем не менее, слово «Университет» произошло от латинского «universitas», которое переводится как «совокупность». В ранний период своей истории Университеты еще не были похожи на сегодняшние крупные научные и учебные заведения. в то время (по разным источникам — XII-XIV века) пришедшее из римского права слово «universitas» применялось для определения групп лиц по роду их деятельности, то есть некоторых сообществ: каменщики, врачеватели, правоведы. Этим словом обозначались городские корпорации или гильдии мастеров, которые существовали задолго до появления учебно-научных сообществ. Так первые университеты возникли именно как гильдии: Парижский Университет — ассоциация преподавателей, итальянский Университет в Болонье — сообщество студентов, желающих изучать право.
С момента своего зарождения и до настоящего времени Университеты выс- тупают как крупные научные и учебные центры, определенные хранители научных и культурных ценностей общества.
Университет — «высшее учебно-научное заведение, объединяющее в своем составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы научного знания. «.^
В многочисленных исследованиях, посвященных университетам мира традиционно подчеркиваются определенные черты:
свободное преподавание и развитие всех отраслей наук, вне зависимости от их практической применимости;
общенаучный фундаментальный уровень образования;
широкий выбор для слушателей в определении направлений научных, профессиональных и жизненных интересов;
контроль правительства и самоуправление.
Каковы функции современного университета по отношению к обществу?
Можно выделить несколько:
образовательная (связанная с предоставлением возможности получения определенного уровня образования);
исследовательская (дальнейшее развитие науки);
профессиональная (подготовка к овладению какой-либо профессией);
сервисная (предоставление специализированных услуг тем или иным заказчикам, например — проектирование, экспертиза и т.д.);
культурная (сохранение и развитие культуры);
гуманистическая (утверждение определенных нравственных идеалов);
демократическая (формирование демократического сознания в широких слоях общества).
Чем университет отличается от любого вида высшего учебного заведения?
Подсказка: попробуйте поразмышлять над словосочетаниями — образовательно-профессиональные, профессионально-образовательный и профессиональные цели обучения в вузе. А также над функциями, просущими любому Университету.
Наша следующая проблема — Педагогический Университет. Наш Университет — Российский государственный педагогический Университет имени А.И.Гер- цена создан на базе Ленинградского государственного педагогического института имени А.И.Герцена. Его богатейшая история (с 1918 года) и традиции служат основанием для развития нового типа образовательного заведения — Университета.
В нашем Университете имеется музей истории. Организуйте поход вашей учебной группы в музей. Проведите небольшое исследование: выделите наиболее значимые этапы становления вуза; узнайте имена известных ученых и педагогов, работавших и работающих в Университете; опишите несколько студенческих традиций.
Существенное отличие Педагогического Университета от любого другого — в фундаментализме исследований и образования в области педагогического знания. Выделение этой сферы не случайно — чрезвычайно большую роль по отношению к развитию общества играет педагогика, помогая человечеству осознать прошлое, управлять настоящим и предвидеть будущее.
Мы начали изучать курс, принадлежаций к базовому педагогическому обра- зованию. А из чего состоит педагогический аспект Университетского об- разования? Современный вариант Базового курса педагогики включает нес- колько курсов: «Введение в педагогику», «Основы педагогических теорий», «Педагогическое проектирование» и «Историю педагогики». Кроме того каждому студенту предстоит принять участие в различных видах педагогической практики, освоить спецкурсы, подготовить курсовые и дипломные проекты. Многие студенты станут участниками Герценовских Педагогических Олимпиад, начнут практическую педагогическую или исследовательскую деятельность в составе студенческо-преподавательских объединений.
Для осмысления роли Педагогического Университета в жизни общества важным понятием служит — «система непрерывного образования». Попробуем кратко провести анализ смысла данного понятия, для этого будем анализировать каждое слово в отдельности. Система — термин, знакомый со школьной скамьи, означающий некую совокупность компонентов в их взаимосвязи, в условиях определенной структуры и иерархии (точнее о педагогических системах — при изучении дальнейшего курса педагогики). Непрерывное — в данном случае речь идет об отсутствии разрывов во времени и в целях. Образования — под образованием мы будем понимать процесс и результат освоения личностью опыта человечества (освоения — ради создания нового опыта). Непрерывное образование — это одна из задач, связанная с формированием развитого общества. Чем выше уровень развития общества, тем выше его требования к уровню образованности его членов; тем прочнее тенденция к тому, чтобы каждый человек имел желание и возможность для непрерывного совершенствования образования. Система непрерывного образования — совокупность определенных компонентов, обеспечивающих в обществе непрерывный характер образования для его членов.
Одна из важнейших задач любого Университета — формирование у него студентов потребности в непрерывном образовании и готовности к нему. Все те же рассуждения можно отнести к системе непрерывного педагогического образования и роли Педагогического Университета в ее создании.
Нам осталось заметить, что, как и любой другой, Университет — это образовательное заведение, ориентированное на предоставление студентам многоуровневых образовательных услуг. Можно проучиться в Университете несколько лет (от 2 до 4 в зависимости от факультета) и, прервав обучение, — пойти работать по той или иной педагогической специальности. Можно получить степень бакалавра, степень бакалавра и определенную профессиональную подготовку, степень магистра. Можно продолжить обучение в аспирантуре или докторантуре Университета. С описанием этих образовательных возможностей студенты могут ознакомиться по образовательным программам и учебным планам конкретных факультетов.
Читать еще: Кто такой повар кулинар
Какими учебными умениями должен обладать студент для получения полно- ценного Университетского педагогического образования?
Подсказка: проанализируйте необходимые умения для работы с научно-популярной литературой, для участия в семинарах, для посещения лекций, для организации самостоятельной работы и совместной деятельности, для прохождения практики.
ТЕМА ДЛЯ ДИСКУССИИ:
Чем учебный семинар отличается от научного. Каковы правила ведения ка- чественного учебного семинара.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
Каковы основные признаки Университета как высшего учебного заведения?
Каково назначение Университетов в обществе?
Дайте определение (ваш вариант) Педагогического Университета.
Что представляет собой: конспект, конспект-схема, план, тезис, антитезис, тезисный план?
Как правильно: провести цитирование, организовать дискуссию?
Чем вопрос отличается от реплики?
Что такое эссе на педагогическую тему?
^Современный словарь иностранных слов (М., «Русский язык «, 1993, с.630)
Профессиональное педагогическое образование
Педагогическое образование определяется в качестве процесса и результата педагогической профессии, а также повышения квалификации и переподготовки педагога.
Согласно статье 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который вышел в 2012 году, современная система отечественного профессионального образования может быть представлена следующими уровнями:
- среднее профессиональной образование;
- высшее профессиональное образование – бакалавриат;
- высшее профессиональное образование – специалитет, магистратура;
- высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
На рисунке 1 представим схему, отражающую систему профессионального образования в России.
Рис. 1. Система профессионального образования в России
Рассмотрим, как это требование реализуется в системе профессионального педагогического образования.
Среднее профессиональное педагогическое образование можно получить в педагогическом колледже или педагогическом техникуме, в данные образовательные учреждения проводится набор абитуриентов на базе полного (среднего) (11 классов), а также на базе основного общего (9 классов) образования. Сроки подготовки на базе основного общего образования увеличиваются на один год (очное обучение) и на полтора года (заочное обучение).
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
В ходе обучения в педагогическом колледже или педагогическом техникуме можно получить педагогическую специальность среднего профессионального образования по направлениям:
- дошкольное образование;
- преподавание в начальных классах (квалификация «учитель начальных кл ассов»);
- педагогика дополнительного образования (квалификация «педагог дополнительного образования (с указанием области деятельности)»; к областям деятельности педагога дополнительного образования относятся техническое творчество, хореография, изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство, музыкальная, сценическая, социально-педагогическая, туристско-краеведческая, эколого-биологическая, физкультурно-оздоровительная деятельность);
- специальное дошкольное образование (квалификация «воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием»);
- коррекционная педагогика в начальном образовании (квалификация «учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»);
- профессиональное обучение (квалификация «мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.)»).
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Высшее профессиональное педагогическое образование – бакалавриат. Программы на данном этапе рассчитаны на 3-4-летнее обучение, обучение ведётся по следующим направлениям:
- педагогическое образование;
- профессиональное обучение (по отраслям);
- психолого-педагогическое образование;
- специальное (дефектологическое) образование;
- педагогика и психология девиантного поведения.
Высшее профессиональное педагогическое образование – специалитет, магистратура.
В ходе обучения на специалитете, происходит освоение образовательной программы, успешное освоение которой с последующей защитой выпускной квалификационной работы даёт основание для присвоения профессиональной квалификации в соответствующей педагогической специальности. В настоящее время отечественное образование отказывается от специалитета, что обусловлено интеграцией в мировую систему высшего образования, для которой характерна двухуровневая подготовка: бакалавриат, затем магистратура.
Специфика обучения в магистратуре следующая: акцентируется внимание на самостоятельной работе под руководством прикреплённого педагога – научного руководителя, количество аудиторных часов невелико, но происходит углублённое изучение профессии в одной выбранной теме. Выпускники магистратуры защищают диссертацию, которая отличается от выпускной квалификационной работы большей новизной, глубиной и самостоятельностью полученных результатов. Тема магистерской диссертации выбирается при поступлении в магистратуру, и работа над ней ведётся под руководством научного руководителя в течение всего срока обучения.
Магистерская степень является академической, а не учёной, т.е. она отражает профессиональную, а не научную квалификацию. Её защита происходит том вузе, в котором обучался магистрант.
Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
Данный уровень реализуется в ходе организации образования в аспирантуре и докторантуре. Осуществляется работа над диссертацией. Главным результатом подготовки специалистов в аспирантуре является успешная защита диссертации на соискание учёно степени кандидата педагогических наук; в докторантуре – доктора педагогических наук.
Работа над диссертацией на соискание учёной степени возможна без обучения в аспирантуре или докторантуре – осуществляется в форме соискательства.
Для докторской диссертации необходимым условием является соответствие хотя бы одному из следующих требований:
- разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное научное достижение;
- осуществлено решение крупной научной проблемы, имеющей важное социально-культурное или хозяйственное значение;
- изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие экономики страны и повышение ее обороноспособности.
Защита диссертаций на соискание любой учёной степени происходит в специализированном диссертационном совете, а её экспертиза осуществляется учёными-специалистами из разных организаций. При подготовке к защите диссертации на соискание учёной степени автор обязан заранее известить научную общественность о готовящейся защите, представить в диссертационный совет отзывы специалистов. Кроме того, результаты диссертационного исследования должны быть опубликованы в ведущих научных журналах.
Перечисленные выше уровни профессионального педагогического образования дополняются осуществлением педагогического профессионального образования при повышении квалификации и переподготовки (приобретение новых педагогических специальностей) педагогических кадров. Образовательные программы повышения квалификации и переподготовки специалистов реализуются в институтах и академиях повышения квалификации работников образования (ИПКРО, АПКРО), а также на специальных факультетах повышения квалификации и дополнительного образования вузов и научных организаций.
В целом система педагогического образования призвана создавать условия для непрерывного образования педагогов с учётом имеющихся у них образования, квалификации, опыта практической деятельности. Цели многоуровневой структуры педагогического образования — расширение возможностей учебных заведений в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества, повышение гибкости общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалистов в сфере образования с учетом меняющихся потребностей экономики и рынка труда.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Базовое образование
Найдено 8 определений термина Базовое образование
Базовое образование
совокупность способностей, установок, знаний и умений, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения.
БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
совокупность установок, знаний и умений, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения. Термин употребляется в двух значениях: 1) образование, ориентированное на освоение знаний и умений, минимально необходимых для жизни в обществе; 2) образование, полученное до вступления в сферу оплачиваемого труда и рассматриваемое как исходный пункт для продолжения учебы во взрослом возрасте.
Читать еще: Какие предметы сдавать на повара
БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
совокупность установок, знаний и умений, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения. Термин употребляется в двух значениях: 1) образование, сориентированное на освоение знаний и умений, минимально необходимых для жизни в обществе; 2) образование, полученное до вступления в сферу оплачиваемого труда и рассматриваемое как исходный пункт для продолжения учебы во взрослом возрасте.
БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
единый государственный минимумоптимум общего образования, основа для дальнейшего общего образования более высокого уровня и специального профессионального образования. оно призвано обеспечить решение двух задач: а) дать обучающимся базовые знания об окружающем мире, о себе самом, своих способностях и возможностях; б) сформировать способность и потребность обоснованно строить своих жизненные планы.
Базовое образование
общественно необходимый уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы ее дальнейшего образования. Базовый уровень общеобразовательной подготовки призван определить и задать нижнюю границу результата общего образования. Б.о. задается в системе государственных стандартов образования, определяющих требования к уровню подготовки выпускников школы. Государство гарантирует получение бесплатного общего образования в основной (9-летней) школе в пределах этих стандартов.
Базовое образование
это тот минимум общеобразовательной подготовки, который узаконен в государстве как всеобщий, обязательный и бесплатный. В настоящее время – это 9-летнее образование, даваемое детям в средней общеобразовательной школе. Базовое образование предусматривает разностороннее развитие личности, формирование ее ценностно-этических ориентаций, общекультурной основы, необходимой для первичного выбора профессии или продолжения образования в школе. Базовое образование играет особую роль в системе непрерывного образования, оно составляет его фундамент, который затем «продолжает» себя в школе, техникуме, профессионально-техническом училище, в дополнительном образовании, но может быть и закончено: после окончания основной 9-летней школы подросток может пойти работать. Продолжительность базового образования определяется экономическими возможностями государства и образовательными потребностями его граждан.
БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
общественно необходимый уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы ее дальнейшего образования, гражданского и профессионального становления. Базовый характер школьной программы по отношению к системе непрерывного образования проявляется в том, что общее образование становится реальной опорой последующих форм общекультурной и профессиональной подготовки. Базовый уровень общеобразовательной подготовки призван определить и задать нижнюю границу результата общего образования, что является важным фактором ликвидации перегрузки школьника. — единый государственный минимум-оптимум общего образования более высокого уровня и специального профессионального образования. Оно призвано обеспечить решение двух задач: дать обучающимся базовые знания об окружающем мире, о самом себе, своих способностях и возможностях; иформировать способность и потребность обоснованно строить свои жизненные планы. (Моисеев В.Б. Информационные технологии в системе высшего образования. — Пенза, 2002. )
БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
общественно необходимый уровень общеобразоват. подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этич. ориентацию личности, формирование общекультурной основы ее дальнейшего образования, гражд. и проф. становления.
В условиях научно-технич. революции распространение многообразных форм дополнит, образования, охватывающих и Значит. часть взрослого населения, усиливают приоритетную роль общеобразоват. подготовки. Вместе с тем школа теряет свое значение образоват. института, единственного для большинства населения страны. Это позволяет существенно пересмотреть содержание общего образования, освободив его от спец. вопросов, второстепенных с позиций общей культуры; снять со школы несвойственные ей функции спец. подготовки, реально обеспечиваемые в проф. уч. заведениях. Общекультурная направленность общего Б. о. способна расширить адаптивные возможности выпускников школы в процессе их становления в мире совр. произ-ва, требующего высокого уровня общего образования и развития человека и предполагающего проф. мобильность, необходимость переучивания и смены профессий.
Исторически сложившаяся технократич. ориентация сов. школы привела к заметному разрыву между реальными требованиями жизни и характером получаемого школьниками образования. В его содержании недостаточно и неполно представлены такие гуманитарные компоненты, как этика и психология, экономика и экология, иск-во.
Общекультурная направленность ср. образования требует включения в его содержание осн. областей общечеловеческой культуры с учетом возрастных возможностей учащихся. Это обусловливает определенное структурирование содержания образования, отвечающее необходимости познания окружающего мира как единства человека, природы и общества. Особая роль здесь отводится родному языку и математике как предметам, обеспечивающим возможность усвоения всего программного комплекса. Базовый характер шк. программы по отношению к системе непрерывного образования проявляется в том, что общее образование становится реальной опорой последующих форм общекультурной и проф. подготовки. Это возможно, с одной стороны, лишь при условии га-рантиров. достижения каждым выпускником школы определенного, заранее заданного базового уровня общеобразоват. подготовки, что обеспечивает эквивалентность общего образования, полученного в разных типах школ. По своему замыслу базовый уровень общеобразоват. подготовки призван определить и задать нижнюю границу результата общего образования. Возможность ограничиться этим уровнем при изучении нелюбимых или трудных предметов, обеспечивая достаточные пределы их усвоения, одновременно является важным фактором ликвидации перегрузки школьника. С др. стороны, только освободив ученика от непосильной суммарной уч. нагрузки, можно направить его усилия в область склонностей и интересов, способствуя развитию личности, формированию положит. мотивации учения. Такой подход к формированию уч. требований реализует демокр. способ разрешения дилеммы прав и обязанностей ученика в обучении, но предполагает смену традиц. стереотипов оценки качества образования (достижение школьником базового уровня общеобразоват. подготовки должно расцениваться как явный успех), широкое использование тестов достижения, зачетных форм контроля.
Для реализации развивающей функции обучения наряду с заданием базового уровня общеобразоват. подготовки необходимо зафиксировать уровни повышенной подготовки. Восхождение ученика по своеобразной «лестнице» деятельности от базового к повышенным уровням подготовки способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуально посильном уровне трудности, что оптимизирует развивающую функцию учения. Эффективная реализация такого подхода достигается повышением уровня обучения по сравнению с обязат. требованиями. При этом гласное обозначение базового уровня создает возможности индивидуального выбора содержания образования, превышающего этот уровень, в интересах развития ученика в соответствии со способностями.
Содержание Б. о. раскрывается в гибких программах для предметных областей (словесность, математика, естествознание и пр.). Уровневая дифференциация в программах (предусматривающая, в частности, разделение уровня обучения и базового уровня) осуществляется посредством явного указания желательных целей обучения с одноврем. фиксацией уровня обязат. подготовки. Эти два уровня задаются по отношению к итоговым результатам обучения на разных ступенях школы.
В соответствии с Законом Рос. Федерации об образовании (1922) Б. о. задается в системе гос. стандартов образования (включают федеральный и нац.-регион. компоненты), определяющих требования к уровню подготовки выпускников школы. Гос-во гарантирует получение бесплатного общего образования в основной (9-летней) школе в пределах этих стандартов. В. В. Фирсов.
Источник: