Вложения: от 1,75 млн рублей
Срок окупаемости: от 1 года
Статистика показывает, что 98% семей в России регулярно используют покупные соусы для приготовления пищи. Даже мода на здоровый образ жизни не лишила производителей майонеза, кетчупа, горчицы прибыли: в ответ на изменение предпочтений покупателей они дополнили ассортимент низкокалорийными и постными продуктами и остались в плюсе. В этой статье рассматриваются возможности и риски запуска собственного производства соусов, последовательность действий при открытии и способы конкуренции с продовольственными гигантами.
Концепция бизнеса
Бизнес по продаже соусов собственного изготовления может иметь несколько форматов в зависимости от:
- используемого сырья: свежие продукты (томаты, яйца, молоко) или полуфабрикаты (томатная паста, сухое молоко, меланж);
- технологии производства: смешивание компонентов в холодном виде или с одновременной пастеризацией;
- основы соуса: растительное масло, свежие овощи, пасты.
В промышленных объемах наиболее выгодным производителю и безопасным для потребителя является производство из полуфабрикатов «горячим» способом.
Технологии производственного процесса для различных видов продукта имеют значительные отличия, особенно для разноосновных соусов. Для изготовления майонеза (из растительного масла) и кетчупа (на основе томатной пасты) потребуются две различные линии, либо дополнительное время на очистку оборудования.
Майонез и соусы с масложировой основой производятся из яичной пасты (вода и яичный порошок) и горчично-молочной пасты (горчичный порошок, сухое молоко, вода), в смесь которых поочередно добавляется рафинированное растительное масло и уксусно-солевой раствор. Вводятся вкусо-ароматические добавки согласно рецептуре (чесночные гранулы, сушеная зелень). Полученная эмульсия вымешивается до однородного состояния и немедленно пакуется в тару, долгий контакт с воздухом исключается.
Для производства кетчупов и соусов томатную пасту разводят водой, смешивают с сахарным сиропом, крахмалом, солью и уксусом. В отличие от майонеза, кетчуп некоторое время варят и только потом пастеризуют. Соус разливают горячим в стеклянную тару или охлажденным в пластиковую.
Самым экологичным и дорогим способом упаковки является розлив в стеклянные банки, самым эффективным и популярным – использование пластиковых туб «дой пак» с дозатором или без. Малые производства чаще всего оборудованы фасовочными установками, укупоривающими продукт в пластиковые стаканчики объемом до 0,5 л с запайкой фольгой.
Перед тем, как отправиться на склад, каждая партия продукта проходит обязательный контроль качества и веса. Складируются соусы в сухих проветриваемых помещениях с возможностью контроля температуры. Условия хранения и транспортировки также зависят от технологии изготовления и метода упаковки, но чаще всего в помещении должно быть меньше 18 градусов тепла и 75% влажности.
Следует отметить, что масложировые соусы относятся к категории скоропортящихся продуктов, и реализовать их необходимо в короткие сроки. В идеале складские запасы должны реализовываться в течение календарного месяца.
Каналы сбыта зависят от ассортиментной матрицы. Продажи в супермаркетах следует отложить до выхода на рентабельность и получение доверия покупателей. Конкурировать с крупными компаниями, занимающими полки в подобных магазинах, на первых порах невозможно ни по стоимости, ни по узнаваемости бренда. Однако свою нишу можно найти, используя национальные, местные, фамильные рецепты и кулинарные традиции.
Основные места продаж – фермерские рынки, локальные продуктовые магазины, предприятия общественного питания. Соусы без консервантов и красителей, с низким содержанием жира или из натурального сырья также будут пользоваться спросом в магазинах здорового и диетического питания.
Как реализовать бизнес?
Для запуска производства потребуются материальные ресурсы, опытный технолог, способный разрабатывать уникальные рецепты и контролировать технологический процесс, и качественное сырье по приемлемым ценам. Кроме того, потребуется помещение, соответствующее санитарным нормам, оборудование заранее определенной мощности и умение налаживать деловые связи для оперативной реализации изготовленной продукции.
Несмотря на отмену в 2010 году всех видов санитарно-эпидемиологических заключений, на переработанную пищевую продукцию требуется оформлять декларацию соответствия. Никаких других разрешительных документов получать не нужно: производство соусов входит в перечень видов деятельности, о начале которых предприниматель уведомляет Роспотребнадзор в одностороннем порядке. Для продукции, изготовленной по ГОСТ, дополнительно оформляется добровольный сертификат о соответствии межгосударственным стандартам:
- ГОСТ 17471-2013 Консервы. Соусы овощные;
- ГОСТ 32063-2013 Кетчупы;
- ГОСТ 31755-2012 Соусы на основе растительных масел;
- ГОСТ 31761-2012 Майонезы и соусы майонезные.
Пошаговая инструкция запуска
- Выбрать юридическую форму оформления производства. Это может быть ИП или ООО на упрощенной системе налогообложения. Для ресурсоемких пищевых производств выгоднее использовать «Доходы минус расходы 15%». Код деятельности по ОКВЭД 2 в заявлении указать 10.84 Производство приправ и пряностей, включающий в себя изготовление соусов, таких как майонез, соусы майонезные, соусы на основе растительных масел, кремы на растительных маслах.
- Найти помещение и выполнить ремонтно-отделочные работы. Для однопоточной линии с производительностью 1 т/сутки достаточно 40 кв. м. Отдельно необходимо предусмотреть место для складирования сырья и продукции. В регионах аренда такого помещения составит 50-70 тыс. руб. Для многопоточного автоматизированного производства, выпускающего тонны продукции в минуту, площадь помещений должна быть не менее 150-200 кв. м.
- Нанять главного технолога и разработать рецептуры, технологии, определиться с планируемой суточной выработкой и составом закупаемого сырья.
- Заказать оборудование. Самая простая линия российского производства стоимостью около 1,5 млн руб. включает в себя универсальный модуль с ванной для пастеризации и гомогенизатором (устройством для смешивания различных фракций соуса), аппарат для розлива в тару, упаковочный аппарат, рабочие столы, моечные ванны, весы.
- Найти персонал и оформить медицинские книжки. Малое производство обслуживают 2 производственных рабочих со средне-специальным образованием и без опыта работы в смену (4 человека при 12-часовой смене). При вводе оборудования в эксплуатацию представители поставщика оборудования, как правило, проводят бесплатное двухдневное обучение.
- Произвести тестовые образцы, по достижении желаемого результата запустить процесс сертификации продукции.
- Закупить расходные материалы: пластиковую тару и фольгу для упаковки, этикетки, картон и полиэтилен. Самый бюджетный вариант упаковки обойдется в 10 тыс. руб. на тонну разливаемой продукции.
- Создать имиджевый сайт, подписать договоры продажи или реализации с первыми оптовыми покупателями, запланировать участие в продовольственных выставках и ярмарках. Для производства 1 т майонеза потребуется закупить
Количество
Цена закупки
Стоимость
650 кг
45 руб./кг
29 250 руб.
50 кг
150 руб./кг
7 500 руб.
16 кг
160 руб./кг
2 560 руб.
5 кг
45 руб./кг
225 руб.
15 кг
30 руб./кг
450 руб.
10 кг
10 руб./ кг
100 руб.
6 кг
50 руб./кг
300 руб.
40 385 руб.
Аналогичная раскладка для 1 т классического кетчупа выглядит так:
Количество
Цена закупки
Стоимость
525 кг
70 руб./кг
36 750 руб.
152 кг
30 руб./кг
4 560 руб.
23 кг
10 руб./ кг
230 руб.
3 кг
50 руб./кг
150 руб.
41 690 руб.
Все компоненты приобретаются оптом у аграрных кооперативов и на оптовых пищевых базах. Следует обратить внимание, что поставщики обязаны предоставить действующие декларации соответствия на поставляемые ингредиенты.
Финансовые расчеты
Стартовый капитал
Начальные инвестиции в организацию производства включают в себя документальное оформление бизнеса и выпускаемого продукта (50 тыс. руб.), затраты на ремонт помещения согласно санитарным нормам (200 тыс. руб.), закупку оборудования (от 1500 тыс. руб.). Таким образом, стартовый капитал предпринимателя должен составлять 1,75-2 млн руб. на производство 1000 кг соусов в сутки.
Ежемесячные расходы и сроки окупаемости
При 12-часовом рабочем режиме предприятие будет производить 500 кг соусов в сутки или 15 т продукции в месяц. Оперативные расходы производства такого масштаба составят:
50 тыс. руб.
600 тыс. руб.
150 тыс. руб.
80 тыс. руб.
15 тыс. руб.
15 тыс. руб.
910 тыс. руб.
При оптовой цене продажи 70 руб./кг месячная валовая выручка составит 1 млн 50 тыс. руб., то есть чистая прибыль после уплаты налогов на начальном этапе составит не более 140 тыс. руб., а окупаться начальные инвестиции будут больше года.
Увеличение прибыли возможно за счет введения дополнительных смен (мощность оборудования позволяет) или производства более дорогих многокомпонентных соусов. Однако эти шаги следует предпринять после налаживания основных каналов сбыта.
Риски и минусы бизнеса
Производство соусов на различных основах – бизнес низкорискованный с использованием сырья стабильного качества, не привязанный к сезонам. Особенностями данного вида пищевой промышленности являются:
- необходимость регулярного строгого контроля качества;
- ориентация на потребителя, гибкость ассортимента;
- короткий срок хранения готового продукта;
- высокий уровень конкуренции.
Из плюсов можно отметить, что сырье для производства относительно доступно, не подвержено сезонным колебаниям объемов и цен, стабильно по качеству, а технологический процесс после отладки линии практически не имеет проблемных участков.
Итог
Бизнес по производству собственной линейки соусов является среднеемкой по инвестициям идеей, окупаемой в течение года, но отличающейся невысоким ежемесячным уровнем чистой прибыли. Особенностями ниши являются как конкуренция со стороны крупных узнаваемых покупателем брендов, так и малый срок хранения продукции.
Источник: