Вопросом о том, что такое транспортная логистика, люди, как правило, начинают задаваться лишь в том случае, если решат заниматься перевозками грузов. Остальные имеют лишь отдаленное представление о значении данного термина. Основное понятие, небольшая историческая справка, ключевые цели и задачи обозначенного типа логистики, ее виды, документооборот, положительные и отрицательные стороны выбранного способа перевозок, а также проблемы и перспективы ее развития будут рассмотрены в данной статье.
Основное понятие
Определение «транспортная логистика» впервые в истории было озвучено в 1974 году на Европейском Конгрессе в столице ФРГ. Там же были определены ключевые задачи и сферы влияния обозначенного сектора рынка.
В общем и целом под данным термином можно понимать организацию процесса грузоперевозки в оговоренный пункт назначения по оптимизированному маршруту за N – количество времени и с наименьшими затратами.
Если говорить о западном рынке логистических услуг, то он был сформирован еще в 90-е годы. По мнению экспертов, ежегодный прирост данного рынка составляет по средним оценкам 20%. Что же касается России, то здесь транспортная логистика появилась после перехода страны на рыночные отношения.
В настоящее время из всех типов логистики именно транспортная пользуется огромной популярностью. Все базовые операции в рамках данного вида деятельности осуществляются посредством наземного, водного либо воздушного транспорта.
Рассматривать данное понятие лучше с нескольких сторон, включая:
- организацию процесса транспортировки грузов;
- эффективность применяемого средства перевозки;
- потребителей услуг.
Грузоперевозки состоят из 6 ключевых этапов:
- выбор максимально подходящего вида транспорта;
- составление сметы расходов на грузоперевозку;
- подготовка требуемого пакета документов;
- загрузка товара;
- его транспортировка;
- разгрузка в пункте доставки.
На сегодняшний день рынок услуг по транспортировке товаров готов предложить его потребителям самые разные виды сервиса. И существующая огромная конкуренция, диктуя свои принципы, способствует рождению более приемлемых для клиентов с ценовой точки зрения условий взаимоотношений.
Базовые цели и задачи
Цель созданного механизма управления перемещения грузов заключается в том, чтобы применить весь потенциал имеющейся грузоподъемности и организовать беспрерывные поставки без использования складов.
Что же касается основной задачи, то тут следует отметить формирование транспортной цепи, по которой в последующем будут перевозиться грузы. В рамках выполнения указанной конечной задачи должны быть выполнены ряд промежуточных, включая:
- исследование финальных пунктов назначения. В данном случае прокладывается предварительный путь следования груза с учетом особенностей пути следования. И с учетом данного фактора подбирается самое оптимальное транспортное средство. В некоторых случаях по отдельным отрезкам пути следования могут потребоваться разные виды транспорта;
- изучение свойств груза, от чего также будет зависеть выбор вида транспорта и наиболее подходящего маршрута. Если поставлена задача перевезти опасные вещества, к примеру, то дорога должна проходить вдали от густонаселенных районов;
- выбор приемлемого вида транспортного средства, без чего невозможно обеспечить своевременную доставку;
- разработка приемлемого плана перевозки, что позволит выполнить заказ в максимально сжатые сроки; и
- обеспечение в процессе перевозки контроля за грузом.
Существующие виды
Выделяя виды транспортной логистики, следует отметить лишь внутреннюю и внешнюю разновидность. В первом случае речь идет о перевозке между филиалами одного предприятия. При внешней логистике груз доставляется от производителя к потребителю.
Если разделить транспортные грузоперевозки, то сюда следует включить:
- унимодальные, когда используется один вид транспорта;
- мультимодальные, когда задействованы сразу несколько видов транспортных средств;
- интермодальные, когда груз перевозят один оператор и несколько перевозчиков;
- смешанные грузоперевозки, когда перевозка осуществляется от одного транспортного средства к другому;
- комбинированные, которые схожи с предыдущим видом грузоперевозок, но с той лишь разницей, что в данном случае используется более двух видом транспорта.
Документооборот
На территории РФ правила транспортных перевозок строго регламентированы. В данном случае действует российский железнодорожный устав, а также уставы внутреннего водного и автомобильного транспорта, и так называемый Кодекс торгового мореплавания.
Между отправителем и перевозчиком в обязательном порядке должен быть заключен договор.
Помимо того, для доставки груза потребуются такие документы, как доверенность, товарно – транспортная накладная, накладные бумаги на предмет перевозки и сводные ведомости, а также счет-фактура, полученная от продавца.
Документооборот всего обозначенного процесса будет варьироваться в зависимости от выбранного вида транспортного средства.
Плюсы и минусы разных видов транспорта в логистике
Выделяя преимущества использования автомобилей при транспортировке грузов, следует отметить оптимальность цены, их мобильность, а также высокую скорость. Невзирая на очевидные плюсы, у варианта с применением автомобилей есть и некоторые недостатки, включая низкую грузоподъемность, зависимость от климатических и дорожных условий, высокую стоимость обслуживания транспортного средства и крайне высокую вероятность кражи предмета транспортировки.
Если говорить о достоинствах железнодорожного транспорта, то в данном случае необходимо отметить отсутствие зависимости от погоды, небольшую себестоимость и неограниченную грузоподъемность. Однако железнодорожный транспорт минимально мобилен, медленно перевозит груз и имеет географические ограничения в перевозках.
У воздушного транспорта в качестве достоинств выделяют мобильность и большую грузоподъемность на фоне высокой стоимости и зависимости от климатических условий.
Проблемы и перспективы развития
Неправильно будет утверждать, что российская транспортная логистика не развивается. Тем не менее указанный процесс сталкивается с некоторыми трудностями.
Одной из главных проблем транспортной логистики специалисты называют отсутствие четких правил, которые регламентировали бы работу отдельных подразделений одной компании.
Это приводит к тому, что один и тот же специалист, не имея должной квалификации, начинает выполнять сразу несколько обязанностей.
Заключение
В заключении хотелось бы добавить, что процесс транспортировки грузов довольно емок, но интересен. И в ходе данного процесса можно столкнуться с решением ряда вопросов, разрешение которых требует большого объема знаний.
Источник: