В этой статье будет разобрано, что такое закупочная логистика, какие функции, цели и задачи у нее есть. Попытаемся разобраться в принципах, на базе которых она строится, и каким образом можно оценивать ее эффективность.
Основное понятие
Закупочная логистика — это процесс обеспечения организации необходимыми материальными ресурсами, а также их размещение, хранение и выдача для применения в производстве.
В рамках осуществления производственной деятельности у каждой компании возникает необходимость в осуществлении закупа, доставки и временного хранения предметов труда, включая сырье, полуфабрикаты и т.п. И подразделение компании, занимающееся подобными вопросами, как правило, называется службой снабжения.
Функции и цели закупочной логистики
Работу подразделений, занимающихся вопросом снабжения, можно рассматривать на таких уровнях, как:
- звено, которое обеспечивает связь и осуществление целей системы макрологистики, частью которой и является данное конкретное предприятие;
- на уровне микрологистики данный отдел выступает как часть всего предприятия;
- отдел снабжения также выступает в качестве самостоятельной структурной единицы, имеющей поставленные перед ней цели.
В качестве базовых функций обозначенного процесса специалисты выделяют:
- разработка стратегии закупа ресурсов и определение будущей потребности в них;
- сбор и анализ поступающих предложений от возможных контрагентов по снабжению;
- выбор снабженцев материальными ресурсами;
- определение потребности предприятия в материальных ресурсах и расчет объема их заказа контрагентам;
- согласование цены заказа и подписание договора о снабжении;
- контроль за сроками выполнения обязательств со стороны поставщиков;
- контроль за качеством поставляемых товаров и их дислокация на складе;
- контроль за состоянием запасов сырья на складе.
Что касается целей логистики закупок, то в качестве первой специалисты отмечают закуп требуемого товара.
Следующая цель состоит в том, чтобы правильно определить время покупки. Для этого необходимо правильно управлять запасами сырья на складе.
Важно не только определить количество, но и адекватную цену материальных ресурсов, так как от этого будут зависеть себестоимость производимой продукции и, соответственно, размер дохода компании.
Основные задачи
Если говорить о ключевых задачах процесса закупа, то тут следует отметить:
- оценка потребности в сырье. Для этого следует определиться с потребителями сырья внутри предприятия. Далее следует рассчитать требуемое количество материальных ресурсов;
- исследование рынка закупок. В рамках данного анализа изучаются методы закупа сырья у поставщиков, в связи с чем последних необходимо идентифицировать. Лишь после этого определяются потенциальные рынки, где можно приобрести требуемый объем ресурсов;
- выбор контрагентов по поставкам. В рамках данного анализа создается база данных поставщиков;
- осуществление закупок. В данном случае проводятся переговоры, по итогам которых подписывается соответствующее соглашение;
- контроль за снабжением, в рамках которого контролируется качество ресурсов и сроки снабжения;
- рассчитывать бюджет закупок, чтобы понимать, во сколько может обойтись закуп тех либо иных товаров.
Принципы построения закупочной логистики
Если рассматривать базовые принципы, которым подчиняется работа отделов снабжения в компаниях, то в этом случае отмечают:
- принцип планомерности, согласно которому завоз материальных ресурсов должен осуществляться согласно плановым графикам;
- равномерность, что означает доставку сырья по истечению аналогичных периодов времени, благодаря чему обеспечиваются приемлемые условия работы;
- принцип оперативности, согласно которому снабжение предприятия сырьем должно осуществляться в зависимости от изменяющегося на него спроса;
- экономичность говорит о том, что поставки сырья следует осуществлять с наименьшими издержками рабочего времени и денежных средств;
- согласно принципу технологичности закуп и снабжение сырьем необходимо выполнять посредством современных технологий.
Методы организации процесса снабжения
На практике применяются следующие методы организации процесса закупок:
- Метод MRP I или «планирование потребности в ресурсах», в соответствии с которым на начальном этапе определяются объем и сроки производства продукции, а после этого рассчитываются сроки и объем сырья для удовлетворения производственных нужд. Также существует метод MRP II или «планирование ресурсов для производства», где ключевую роль играют расчет прогнозных показателей по спросу на сырье, размещения заказа и управления имеющимися на складе запасами. Такой метод позволяет сократить объем ресурсов на складе, оптимизировать материальные потоки.
- Метод поставки сырья точно в срок, когда ресурсы доставляются небольшими партиями по первому требованию заказчика. Однако подобное решение способствует тому, что возрастают запасы на складах у поставщика. В целом эффективность закупочной логистики при данном методе не возрастает.
- Метод компанионального регулирования запасов, который позволяет рационализировать процесс поставки. Таким образом, спрос на ресурсы прогнозируется точнее, а также согласовываются количество и время пополнения запасов сырья на складе. В рамках данного метода огромное значение отводится сотрудничеству между поставщиком и заказчиком.
- Централизация закупочного процесса в розничных сетях. Здесь речь идет о том, что в зависимости от масштабов компании – производителя процесс снабжения сосредоточен на одном работнике либо на едином отделе по закупкам.
- Категорийное регулирование закупок. В рамках данного метода каждый вид сырья рассматривается как обособленное направление бизнеса, для оценки которого применяются собственные показатели.
Показатели эффективности закупочной логистики
Оценить эффективность процесса снабжения позволяют следующие показатели:
- исполнение договорных обязательств по поставкам;
- частота поставок, представляющая собой временной интервал между каждой поставкой;
- среднесуточная поставка, определяемая как частное от общего числа поставок и количества дней;
- средний период задержки поставок;
- комплектность поставляемых ресурсов;
- коэффициент синхронности поставок, определяемый делением наименьшего и наибольшего процента соблюдения графика поставок;
- показатель связи между поставщиком и потребителем, который позволяет оценить тесноту связи потребителя с тем либо иным поставщиком;
- комплексный показатель, характеризующий выполнение обязательств по поставке ресурсов с точки зрения обозначенного срока, ассортимента и качества сырья.
Заключение
Таким образом, закупочная логистика имеет огромное значение для обеспечения бесперебойного процесса производства и выпуска продукции, что в конечном итоге влияет на получаемую предприятием прибыль. Поэтому очень важно наладить работу закупочной логистики правильно.
Источник: