На любом работающем предприятии находится большое количество оборудования, вещей, продукции. При этом не все знают, что каждый предмет подлежит обязательному отражению в бухгалтерском учете. Информация о фактическом наличии ТМЦ должна быть на постоянном контроле у соответствующих подразделений организации. Этот контроль осуществляется с помощью инвентаризации.
О том, что такое товарно-материальные ценности, инвентаризация, ее виды, способы, сроки проверки, порядок документального оформления пойдет речь в статье.
Понятие инвентаризации и необходимость ее проведения
Товарно-материальные ценности (ТМЦ) представляют собой активы предприятия, используемые в качестве сырья, материалов при изготовлении товаров, работ или услуг, производимых для дальнейшей реализации потребителям. Другими словами, ТМЦ – все, что относится к непосредственному ведению организации.
В соответствии с №120-ФЗ товарно-материальные ценности каждого предприятия подлежат инвентаризации. Более того фирма и ее структурные подразделения обязаны регулярно проходить данную процедуру.
Инвентаризация – контроль наличия фактически находящихся ТМЦ на действующем предприятии. Основная ее цель заключается в проверке имущества, принадлежащего фирме, денежных ресурсов организации, структурных подразделений, учтенных на балансе.
Виды инвентаризации
Принято деление на несколько видов в зависимости от порядка, полноты, сроков, способов и целей проведения:
По объему:
- полная. Проводится во время аудита на предприятии, до начала составления годовых отчетов, при ревизиях. Предполагает осуществление контроля за ТМЦ фирмы, денежными средствами, операциями по договорным отношениям с другими организациями;
- частичная – контроль фактического наличия определенной части средств предприятия. Например, денежной наличности во время ревизии, при смене уполномоченного лица, увольнении работника.
По способу:
- выборочная – контроль наличия ценностей на выбор, относящихся к ведению конкретного работника;
- сплошная – полностью охватывает структурные подразделения организации.
По назначению:
- плановая. Перед проведением составляются и утверждаются графики проверки. Сотрудников не информируют о конкретном времени проведения;
- внеплановая – при возникновении непредвиденных обстоятельств (увольнение работника, стихийное бедствие);
- повторная – если есть сомнения относительно достоверности и объективности предыдущей проверки;
- контрольная. После проведения очередной плановой или внеплановой процедуры может быть назначена контрольная, где принимают участие лица, входящие в состав комиссии.
Порядок проведения
- Подготовка. Издается приказ о сроках и структурных подразделениях, подлежащих проверке, утверждается состав инвентаризационной комиссии; разрабатываются акты, свидетельствующие о готовности конкретного структурного подразделения и предприятия. На период проведения процедуры операции по приемке или отгрузке ТМЦ приостанавливаются.
- Основной период. Комиссия проводит опись ТМЦ путем подсчета ценностей, денежных средств в кассе, других активов. Все сведения отражаются в графе документальной описи «Фактическое наличие». Лица, являющиеся материально ответственными, подписывают расписку о том, что вся первичная документация по отражению ТМЦ сдана в подразделение бухгалтерии;
- Аналитический период. Опись с проставленными подписями членов утвержденной комиссии передается в подразделение бухгалтерии для последующей детальной сверки с данными бухучета.
Инвентаризация признается недействительной и назначается повторно, если:
- нарушен порядок документального оформления;
- присутствовали не все члены комиссии и лица, являющиеся материально ответственными, согласно приказу;
- на территории при инвентаризации находились посторонние лица;
- были выявлены скрытые факты недостачи или хищения имущества, опись содержит недостоверные данные.
По результатам процедуры заполняются все документы, а также документы, поясняющие расхождение фактического наличия ТМЦ с данными, отраженными в бухгалтерском учете. Руководство принимает решение об определении ответственности виновных сотрудников и способах возмещения ущерба, который был причинен организации. Итоги утверждаются председателем комиссии.
Документальное оформление
Инвентаризация проводится при личном присутствии ответственных лиц. Все результаты проверки подлежат документальному оформлению. Методические указания содержат формы описей (актов), где указаны все объекты, контроль наличия и состояния которых будет осуществляться, их количество. При этом для измерения используются реальные показатели (штуки, кг, метры и пр.).
При обнаружении по результатам проверки отклонений и расхождений обязательный документ, который подлежит составлению – сличительная ведомость.
Все излишки оприходуют на баланс фирмы по рыночной стоимости, недостачу или порчу имущества переносят на виновных или списывают в пределах норм естественной убыли. Если отсутствует возможность установления виновных, недостачи переносят на счет операционных расходов.
Отражают результаты в ведомости учета, где указывают излишки, недостачу, порчу имущества. Несоответствия фиксируют в акте несоответствия фактического остатка ТМЦ с данными бухучета. Итоги подлежат отражению также в годовом отчете подразделения бухгалтерии.
Заключение
Таким образом, инвентаризация – это внутренняя проверка, которая проводится сотрудниками организации для сверки фактического наличия материальных ценностей с данными бухучета. По результатам процедуры виновное лицо, допустившее нарушения, может быть уволено или ему начисляется штраф.
Правильное выполнение всех этапов, составляющих инвентаризацию, ведет к выработке внутренней дисциплинарной ответственности на предприятии, развивает навыки детальной проверки, увеличивает качество составления и ведения внутреннего документооборота.
Источник: