Сегодня большинство предприятий стремится для оценки деятельности собственных сотрудников использовать поддающиеся четкому учету показатели. Этот подход выгоден для обеих сторон, так как позволяет руководству видеть реальную эффективность действий сотрудников, а их, в свою очередь, защищает от необъективной и предвзятой оценки, основанной на личных взаимоотношениях. Наиболее подходящим и распространенным инструментом оценки являются KPI (от английского Key Performance Indicators)
Что такое KPI?
KPI — это показатели деятельности, позволяющие оценить успешность предприятия в целом и каждого структурного подразделения в частности. Они будут индивидуальными как для каждой организации, так и для разных отделов, и даже для сотрудников внутри компании. Однако если с набором KPI для рядовых сотрудников все достаточно просто и интуитивно понятно исходя из специфики деятельности, то определить искомые индексы для руководителей подчас довольно затруднительно.
Особенности
Правильно подобранные KPI должны полностью зависеть от того, на что руководитель способен реально повлиять. Распространенная ситуация, когда, например, основным критерием являются объемы продаж, которые понизились из-за глобальной ситуации на рынке, на которую топ-менеджер никак не мог повлиять. Необходимой достоверности оценки KPI можно добиться только если подбирать показатели для каждого конкретного руководителя, максимально дистанцируясь от обобщенных признаков. Грамотно выбранные ключевые показатели эффективности должны обладать следующими характеристиками:
- значение, выраженное в конкретных цифрах;
- количество индикаторов в пределах 5-7шт.;
- реалистичность цели (хотя в отдельных случаях применяется стратегия выставления заведомо завышенных целей, в таком случае недостижение заданных цифр заведомо не считается негативным результатом работы топ-менеджера, однако в целом это порочная практика);
- грамотная пропорция личных и общих достижений (для руководителя доля личных достижений в пределах 10% и даже менее абсолютно нормальное явление);
- синергичность с глобальной стратегией предприятия.
Уровни достижений
Как правило, для всех цифровых индикаторов выбираются несколько пороговых величин, в зависимости от преодоления которых происходит начисление предусмотренных материальных благ:
- Минимальный уровень, недостижение которого является показателем неэффективной работы начальника и не предусматривает никакого материального стимулирования.
- Целевой уровень, на достижение которого реально рассчитывают при постановке задачи.
- Превышающий уровень, достижение которого становится основаниям для дополнительных бонусных выплат.
Заключение
Эффективность действий топ-менеджмента — это одна из важнейших составляющих успеха компании в целом. Оценить и в случае необходимости подкорректировать ее намного проще при наличии подходящего инструмента, каким, несомненно, можно считать KPI. Однако со своей функцией они будут справляться только в случае грамотного выбора индикаторов и показателей, которых реально достичь. В противном случае KPI могут выступить даже демотивирующим фактором.
Источник: