В сегодняшней статье мы поговорим о том, что следует относить к основным средствам, что представляет собой 01 позиция в Плане счетов и как по ней ведутся записи, а также рассмотрим практические примеры того, как записываются бухгалтерские проводки по указанной позиции.
Что следует понимать под указанным термином?
Счет 01 в бухгалтерском учете, где отражаются основные средства, призван обобщать имеющиеся сведения об их наличии и движении. И вопрос о том, как правильно осуществлять бухгалтерский учет по данной позиции, должен интересовать и интересует практически каждого бухгалтера.
Прежде чем начать говорить о бухгалтерских записях, следует определиться с тем, что относится к основным средствам. Данный термин перекочевал к нам из советского прошлого. На сегодняшний же день используют более конкретную терминологию, например, здание и оборудование, земля и т.д.
С правовой точки зрения под данным определением следует воспринимать ту собственность, которая признана ОС в соответствии с нормативной документацией.
Так, в Приказе главного финансового ведомства страны за №26н от 30 марта 2001 года «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету основных средств» приводится перечень имущества, которое следует относить к категории ОС.
Собственность хозяйствующих субъектов принимается на учет в качестве ОС, если соблюдаются такие условия, как:
- имущество будет эксплуатироваться в процессе изготовления продукции, при выполнении работ либо в процессе оказания услуг, для нужд управления, а также для передачи во временное пользование либо владение;
- будет применяться на протяжении длительного времени или не менее 12 месяцев;
- последующая перепродажа указанного объекта не предусмотрена;
- принимаемая на учет собственность способна принести экономическую выгоду предприятию в будущем.
01 позиция в бухгалтерских записях
Согласно действующим правовым документам и Плану счетов, обозначенные объекты собственности принимаются на учет по 01 группе по первоначальной стоимости.
Их первоначальная цена формируется из таких затрат, как:
- стоимость покупки либо возведения актива;
- издержки на его доставку;
- затраты на ремонт и доведения до такого состояния, при котором средство станет пригодным для эксплуатации;
- налоги и сборы, выплачиваемые при перевозке, например, оборудования либо автотранспорта через таможенную границу;
- затраты на услуги, связанные с покупкой актива, например, наем консультанта;
- издержки на комиссионное вознаграждение посредникам.
При этом определение первоначальной цены осуществляется по отношению к тем объектам, которые:
- внесены учредителями в качестве взноса в уставной капитал;
- оборудование или инвентарь, изготовленные самим предприятием либо выкупленные за плату у других предприятий;
- имущество, полученное безвозмездно.
При этом все ОС, учитываемые по 01 счету, следует разделять по 3 группам:
- подлежащие амортизации;
- не подлежащие амортизации;
- амортизация завершена.
Типовые записи по счету 01
Прием обозначенного выше имущества на баланс, а также перемена их начальной цены записывается по дебетовой части счета 01 «Основные средства». В данной ситуации осуществляется корреспонденция со счетом 08, который называется «Вложения во внеоборотные активы». В случае отклонения первоначальной цены актива от заданного значения в большую сторону вследствие переоценки материальных активов, можно увидеть запись Дт 01 и Кт 83, именуемую как «Добавочный капитал». Если обозначенная стоимость уменьшилась вследствие переоценки, то в этом случае — Дт 83 и Кт 01.
В ситуации, когда активы выбывают или списываются, открывается субсчет по 01, по дебетовой части которого указывается цена выбывающего оборудования, а по кредиту – аккумулированная амортизационная сумма.
Примеры учетных записей
Гораздо нагляднее будет, если рассмотреть практический пример учета основных средств.
Предположим, что два предприятия («Кристалл» и «Технопро») приобрели автотранспорт за 400,0 тыс.руб. При этом «Кристал» уплатил большую часть стоимости покупки или 250,0 тыс. руб., а «Технопро» — 150,0 тыс. руб.
В данном случае для предприятия «Кристал» бухгалтерские записи будут выглядеть следующим образом:
Дт 08
Кт 51 – где следует отразить вложение в покупку автотранспорта или 250,0 тыс. руб.
После необходимо оприходовать приобретенное имущество:
Дт 01
Кт 08 – 250,0 тыс. руб
Что же касается предприятия «Технопро», то в его случае:
Дт 08
Кт 51 – 150,0 тыс. руб.
Дт 01
Кт 08 – 150,0 тыс. руб.
По истечению какого-то времени «Технопро» решило реализовать свою долю имущества за 180,0 тыс. руб. В этом случае:
Дт 51
Кт 01 – 150,0 тыс. руб.
Дт 51
Кт 91 – 30,0 тыс. руб.
Представим другую ситуацию. Предположим, что некая организация решила обратиться в строительную компанию для того, чтобы та построила для лучших сотрудников организации жилье и выплатила подрядчикам сумму аванса. В сложившихся обстоятельствах проводки будут иметь следующий вид:
Дт 76, где отражаются взаиморасчеты с дебиторами и кредиторами
Кт 51 – расчетный счет организации
По мере выполнения строительных работ и их оплаты бухгалтерская служба организации будет делать следующие записи:
Дт 08.3 – строительство ОС
Кт 76 — взаиморасчеты с дебиторами и кредиторами.
Заключение
Таким образом, операций с обозначенной категорией имущества может быть масса, и невозможно сейчас рассмотреть каждую из них на конкретном практическом примере. В данном случае важно, чтобы документация на предприятиях и в организациях по основным средствам велась правильно, и бухгалтерский учет соответствовал требованиям законодательства.
Источник: