Как и многие экономические процессы, франчайзинг в России возник в начале 1990-х годов. И история франчайзинга в России тоже была полна многими неприятными моментами. Одной из первых франшиз на российском рынке (кроме мастер-франшизы сети пиццерий «Папа-Джонс»), стала компания «Денди». Да, та самая, что продавала приставки под собственным брендом. В 1996 году эта франчайзинговая сеть стала крупнейшей сетью по продаже видео-игр и приставок в Восточной Европе.
Правда, ее история закончилась достаточно плачевно — практически ее франчайзи разорились в следствие кризиса 1998 года и закрытия головной компании.
Первой же по-настоящему успешной франшизой в России стала сеть пиццерий «Сбарро».
“КРУПНЕЙШЕЙ ФРАНШИЗОЙ 90-Х СТАЛА КОМПАНИЯ «ДЕНДИ», ОТКРЫВШАЯ ЗА 2 ГОДА ПОЧТИ 1,5 ТЫСЯЧИ ФРАНШИЗНЫХ ТОЧЕК”
В секторе «нового» предпринимательства в описываемый период времени также появлялись концепции, имеющие ряд общих признаков с франчайзингом, но экономически выстраиваемых на лизинговых отношениях, например, «Дока-пицца». Ряд зарубежных концепций, появившиеся на российском рынке испытывали серьезные затруднения, связанные с правовыми, экономическими и психологическими факторами, хотя «Сабвей» и «»Баскин Роббинс», пришедие в начале 2000-х, активнее всего развивались как раз в России.
По франчайзингу работала и сеть пивных «Тиннькофф», особенно активный рост ее пришелся на «нулевые».
В конце 1990-х франчайзинговый договор запустила компания 1С. Невероятно, но факт: при покупке компьютерной программы 1С, вы автоматически становитесь франчайзи-дилером. В итоге у компании появилось 30 тысяч франчайзи.
Что примечательно, франчайзинг в России пережил и все кризисы и политические потрясения, становясь все более популярным инструментом ведения бизнеса. Во второй части читайте объемный рассказ о том, как франшизы активно развивались в 2000-е годы.
Автор статьи:
Источник: