В России в последние годы наблюдается значительный рост популярности франчайзинга. Предложений по франшизам очень много. Несмотря на это, начинающим предпринимателям выбрать достойный и выгодный проект трудно. Причина – на рынке встречается большое количество «дутых» франшиз. Такой термин эксперты выбрали для названия предложений, ценность которых для франчайзи вызывает серьезные сомнения.
Ситуация осложняется и несовершенным законодательством РФ, регулирующим отношения сторон франчайзингового договора. В нем пока даже отсутствует само понятие «франчайзинг», используется не соответствующая сути явления формулировка «коммерческая концессия». Не регламентируются механизмы создания предложений. Это создает благодатную почву для роста количества махинаций. Статистика говорит, что сегодня на российском рынке каждая пятая франшиза относится к разряду «дутая». Заключив договор по такой франшизе, предприниматель рискует понести серьезные финансовые потери или вовсе остаться без бизнеса.
Ситуации за рубежом
Эта проблема не является характерной лишь для России. Через необходимость принимать нужные законы и регулировать рынок франчайзинга в свое время проходили многие государства. Показательным является мощный скандал, который разразился в 70-х годах прошлого века в США. Все было настолько серьезно, что предприниматели вышли на улицы с массовыми протестами против продажи мошеннических франшиз. Само понятие было дискредитировано. Ситуацяи начала меняться в лучшую сторону лишь после разработки адекватного законодательства.
Примеры мошенничества
«Дутые» франшизы появляться по разным схемам. Например, недобросовестные фирмы продают интеллектуальную собственность, которая им не принадлежит, и просто наживаются на популярности чужого бренда. Эта форма мошенничества называется «псевдо-франшиза». Схема выглядит следующим образом:
- Недобросовестная компания создает собственную торговую марку. Она копирует популярный бренд, вплоть до мельчайших нюансов – фирменные цвета, упаковка, названия товаров и прочее.
- Встречаются, особенно, на просторах сети Интернет, даже не регистрируют свою торговую марку. Они просто создают проект франшизы, основанный на бренде успешной компании, и продают его неопытным франчайзи.
Псевдо-франшиза опасна тем, что практически не имеет никакой коммерческой ценности. Популярное название – лишь часть факторов для достижения успеха. Ценная франшиза, прежде всего, представляет успешную модель ведения бизнес, проверенную на практике и являющуюся коммерческой тайной.
Покупая псевдо-франшизу по цене проекта действительно популярной компании, начинающий предприниматель получает права на пустышку – некачественный товар или услуга, отсутствие успешного коммерческого обоснования и достойно программы поддержки. Рассчитывать на обучение, предоставление эффективных маркетинговых и финансовых схем не приходится. Для франчайзи помощь старшего партнера в процессе организации и дальнейшего развития бизнеса – неоценима. Именно этот аспект является важнейшим в франчайзинговых проектах. В случаей с псевдо-франшизой на такую поддержку рассчитывать не приходится. Главная цель недобросовестного франчайзера, ворующего чужие достижения, – получение быстрой прибыли, прилагая минимум усилий. Ни о какой поддержке франчайзи в этой ситуации и речи быть не может.
Риски и последствия
Торговая марка, логотип, технологии производства и уникальные схемы ведения бизнеса в глазах закона являются интеллектуальной собственностью компании. Их копирование с целью получения незаконной прибыли карается законом. Владелец оригинала, обнаружив на рынке подделку, имеет право подать в суд на владельца псевдо-франшизы и требовать компенсацию причиненного финансового ущерба и вреда, нанесенного репутации компании. Стоит ли сомневаться, что в этом случае наказываются и продавцы псевдо-франшиз, и покупатели.
Предприниматель, купивший поддельную франшизу, рискует навсегда потерять репутацию в местных деловых кругах. Копирование чужой торговой марки не приветствуется нигде, и с вами в дальнейшем просто не захотят сотрудничать. Кроме того, предприниматель вводит в заблуждение клиентов. Соблазнившись знакомым брендом, покупатель отдает деньги за подделку. Позже он обязательно обнаружит, что был обманут. Кроме весьма вероятных судовых исков и штрафов от контролирующих органов предприниматель рискует снискать нехорошую славу и навсегда потерять очень многих клиентов.
Франшизы-однодневки
Еще одна распространенная схема – франшизы-однодневки. В этом случае создается уникальная услуга или товар, торговая марка. Для внушения доверия разрабатывается красивая рекламная компания, продуманная и вызывающая оптимизм легенда. На самом деле, такая фирма не располагает достойным продуктом и проверенными на практике приемами достижения успеха. Эти бренды создаются с единой целью – быстро заработать на продаже франшиз и исчезнуть с рынка. Эксперты рекомендуют не покупать франшизы у компаний, которые зарегистрированы недавно и сразу после создания начинают продавать проекты.
Франшизы-полуфабрикаты
Третий вариант – франшизы-полуфабрикаты. Такие проекты, как правило, создают начинающие франчайзеры. У молодой компании есть перспективный бизнес, команда даже сумела добиться определенного успеха. В один прекрасный момент кто-то интересуется у руководителя возможностью присоединиться к торговой марке на правах франчайзи. Компания ошибочно полагает, что готова расширять сеть и разрабатывает проект франшизы.
Даже при достойном продукте, хороших идеях и оптимистичных прогнозах в плане востребованности эти проекты не до конца проработаны. Франчайзер не располагает достаточным опытом и не может оказать необходимую помощь своим партнерам. Возможно два сценария развития ситуации:
- Франчайзи вместе с франчайзером ищут пути выхода из затруднительной ситуации и выходят на достойный результат, обретая опыт и проверяя на ошибках схему ведения бизнеса.
- Проект через 1-2 года умирает. Репутации всех участников наносится ущерб. Для франчайзи подобная развязка чревата финансовыми потерями.
Порядок действий
Эксперты разработали комплекс защитных мер, оберегающих франчайзи от риска.
Если вы заинтересовались франшизой популярной марки, обращайтесь непосредственно к ее владельцам, требуйте документы на право владения интеллектуальной собственностью и уточняйте все интересующие вопросы. Общение с посредниками необходимо свести к минимуму. Контакты руководства компании можно найти на официальных сайтах в сети Интернете. Солидные участники рынка на официальных сайтах создают специальные разделы с информацией для франчайзи.
Прямые контакты сводят риски к минимуму. Худшее, что может произойти – отказ в продаже франшизы. Не все крупные компании имеют программу по продаже франшиз. Но они обязательно четко аргументируют свою позицию по этому вопросу.
В процессе проверки франчайзингового договора обязательно выясните, имеет ли торговая марка официальную регистрацию. Вы имеет полное право потребовать у франчайзера копию свидетельства о регистрации. По номеру свидетельства все данные и подлинность документов можно проверить на сайте Роспатента.
Обязательно найдите действующих или бывших франчайзи своего потенциального партнера. Отказ франчайзера предоставить их контакты уже должен вызвать подозрения. Расспросите об условиях сотрудничества, плюсах и недостатках, особенных моментах.
Подробно расспрашивайте будущего франчайзера обо всех аспектах бизнеса:
— сколько точек в сети, где расположены;
— история компании;
— когда продалась первая франшиза;
— сколько успешных и неуспешных проектов, причины;
— полная информация о товаре или услуге.
Это очень важные сведения. Если франчайзер пытается что-то скрыть, не связывайтесь с ним.
Недавно предприниматели получили возможность консультироваться в Российской Ассоциации Франчайзинга (РАФ). Эта организация представляет в органах власти интересы участников взаимоотношений в сфере франчайзинга. РАФ имеет аккредитацию в отечественных и международных ассоциациях и претендует на непредвзятое и авторитетное мнение в этой области. Также, ассоциация ведется работу в направлении регламентации и выработке стандартов франчайзинговых взаимоотношений. Это позволит бороться с недобросовестными франчайзерами.
РАФ располагает базой необходимой информации о франчайзерах. Вы можете обратиться в ассоциацию и получить независимую оценку репутации, финансовых возможностей, рекомендации экспертов. Это очень позитивные начинания, и хочется надеяться, что эта организация сумеет расширить свои полномочия и сможет повлиять на создание законодательства, регулирующего правовые взаимоотношения в сфере франчайзинга.
Если вам интересен франчайзинг вы можете много узнать в нашем спецпроекте Школа франчайзинга
Найти подходящую франшизу можно в нашем Каталоге франшиз
Автор статьи:
Источник: