Предложения по франшизам выглядят привлекательно и обещают начинающему предпринимателю «золотые горы» при минимальных усилиях. Но в реальности неопытного бизнесмена может ожидать горькое разочарование. Как обезопасить себя и свой бизнес от финансовых и репутационных потерь?
Источники информации
Эксперты рекомендуют предпринимателям подходить к выбору франшизы и потенциального партнера с максимальной тщательностью. Для получения информации о проекте следует использовать проверенные и объективные источники, на которых можно получить максимально полные, подтвержденные документами данные о компаниях, предлагающих франшизу. Постарайтесь посетить одну из специализированных выставок, посвященных франчайзингу. Не стоит обращаться к посредникам компаний, общайтесь непосредственно с франшизодателем. Многочисленные агенты берут за свои услуги солидные проценты, но гарантий предпринимателю предоставить не могут.
Не стоит игнорировать общедоступную информацию в СМИ и сети Интернет. Из этих ресурсов также можно почерпнуть много полезных знаний о компании, с которой вы планируете работать. Особе внимание следует обратить на аналитические статьи и финансовые обзоры.
Посещение офиса франчайзора
О многом расскажет посещение головного офиса компании, филиалов, производственных и торговых отделений. Вы имеете полное право получить копию свидетельства о регистрации компании и свидетельства о принадлежности товарного знака. Проверить достоверность эти данных можно на сайте ФИПС (Федеральный институт промышленной собственности).
Отзывы франчайзи
Обязательно поинтересуйтесь опытом сотрудничества с компанией бывших и сегодняшних франчайзи. Их мнение и советы могут принести вам даже больше практической пользы, чем официальные данные. Вы сможете узнать о преимуществах и недостатках проекта, условиях и подводных камнях сотрудничества, реальных сроках окупаемости и рентабельности, самых вероятных трудностях, с которыми придется столкнуться в процессе работы. Отзывы франчайзи можно найти на тематических форумах или поискать их контактные данные на сайтах компании и платформах с предложениями по франчайзингу, в базе зарегистрированных товарных знаков или непосредственно у франшизодателя. Если последний отказывается предоставить контакты франчайзи, у вас должны возникнуть обоснованные сомнения в целесообразности сотрудничества с этой компанией.
История компании
Полезную информацию можно почерпнуть из официальной истории компании. Для организации и проверки на практике программы франчайзинга необходимо не менее полутора-двух лет. Если компания основана сравнительно недавно, а продажа франшиз продолжается несколько месяцев, имеет смысл отказаться от проекта.
Финансовые условия
Финансовые условия франшизы следует изучать с особой тщательностью, возможно, даже с привлечением специалиста для разъяснения запутанных моментов. Эксперты считают, лучшим вариантом является предложение с высокой ставкой роялти и отсутствием или минимальным паушальным взносом. Это сигнал о том, что франшизодатель уверен в своем проекте, заинтересован в активном развитии вашего предприятия. При таких условиях его прибыль напрямую зависит от вашего успеха.
Документы
Следующий этап – ознакомление с документами и анализ предложений франшизодателя. Что компания предлагает новым партнерам, как она видит поддержку и в каком виде планирует ее предоставлять. Красивые презентации с красочными картинками и многообещающими схемами являются лишь рекламой для привлечения новых партнеров. Кроме предоставления буклетов, планов развития и мотивационных материалов франшизодатель обязательно должен проводить обучение и начинающих франчайзи, и их сотрудников. Это обучение состоит из знакомства с корпоративной этикой компании, семинаров, тренингов. Лучшие фрнашизодатели закрепляют за новым партнером ответственного сотрудника, который контролирует развитие франчайзи и соблюдение правил, но и оказывает поддержку по всем вопросам. Не следует опасаться контроля со стороны большой компании, если он сопровождается поддержкой, а вы не намерены нарушать условия договора. Это нормальный процесс, позволяющий замечать ошибки в развитии и быстро устранять их.
Договор коммерческой концессии является единым документом с четкими формулировками. Не допускаются замены пакетными соглашениями и другими отдельными документами. Этот договор подписывается при личной встрече и не может передаваться факсами, почтовыми письмами и другими видами корреспонденции.
Права
Главное условие договора франчайзинга – передача франчайзи определенных прав, являющихся коммерческой собственностью правообладателя. Конкретный перечень предоставляемых прав может меняться. В обязательном порядке предоставляются права:
На использование товарного знака, коммерческого обозначения и брендовых атрибутов.
На доступ и использование коммерческой информации, необходимой франчайзи для реализации полученных прав.
Правообладатель обязан указать в договоре весь порядок действий, которые необходимо предпринять для предоставления франнчайзи полного и свободного доступа к коммерческой информации.
В договоре обязательно указывается:
Срок действия соглашения.
Обязанности обеих сторон.
Подробное описание ответственности сторон.
Обозначаются действия, которые являются нарушением условия договора.
Размеры и порядок выплат вознаграждений.
Обе стороны должны четок следовать условиям договора. Перед подписанием документ необходимо тщательно изучить, пригласив для консультации опытного юриста. Причиной расторжения договора может стать и нарушение условий одной из сторон, и отсутствие в документе определенных пунктов или неправильные формулировки.
Рекомендуется подписывать каждую страницу договора. Он должен предоставляться в трех экземплярах. После подписания договор подается в регистрирующий орган, в котором на первую страницу выставляется соответствующая отметка, дата и уникальный регистрационный номер.
Вы можете много узнать о франчайзинге в нашем спецпроекте Школа франчайзинга
В нашем Каталоге франшиз большой выбор франшиз в разных категориях и с разными инвестициями.
Автор статьи:
Источник: