Акустические системы, которые опередили время 12 самых необычных винтажных колонок
Акустические системы, которые опередили время
Продолжаем нашу серию репортажей о самой удивительной технике – на очереди рассказ о старой акустике, при создании которой инженеры не сдерживали себя вообще. В результате, на эти АС прошлого, и сегодня не возможно смотреть без благоговейного трепета. Они то ли пришли в жизнь прямиком со страниц фантастических романов, то ли явились к нам из другого мира.
Empire Grenadier 9000M
Вот такой гренадер получился у Empire! Модель выпускалась с 1967 по 1973 г., она обеспечивала диаграмму направленности от 360 до 140 градусов (благодаря использованию акустических линз). АЧХ составляла рекордные для тех лет от 20 до 20 000 Гц (есть и «супертвитер» для частот от 5 КГц), на басу трудился 15’ динамик, максимальная подводимая мощность была 100 Вт. Цена на момент старта продаж — $299,95. Рост акустики – 74 см, диаметр – 56 см. Коренастые тумбочки.
Hitachi Lo-D HS-10000v
Пятиполосный гигант, выпускавшийся в конце семидесятых годов ХХ века. Сотовые 30-ти сантиметровые динамики на басу (вуфер и пассивный радиатор), далее россыпь «поддержки сверху» — 6 см, 3,5 см, 1,8 см и 0,9 см. Все динамики – уникальные, с плоскими диафрагмами, заполненными смолой. Рост – 1,8 метра, АЧХ от 20 до 20 000 Гц, чувствительность 89 дБ.
Grundig MONOLITH 190
Genesis явно взял многое от этой модели. 24 динамика и 4 встроенных усилителя в каждую АС обеспечивали полностью активное включение 188,5 сантиметровых исполинов. Акустика выпускалась с 1979 по 1983 гг., ее мощники имели эталонные характеристики – уровень искажений не превышал 0,1-0,2%. АЧХ – от 20 до 25 000 Гц, набор динамиков включал 8 х 17,5 см вуферов на бас, 7 х 3,7 на СЧ и 7 х 1,9 см твитеров. Весила одна колонка 83 кг.
Acoustic Research AR9
Acoustic Research AR9 1978 – 1982 гг. выпуска весят по 59 кг – и предлагают ряд настолько продвинутых технических решений, что и сегодня на аукционах за ними идет настоящая охота. Два 30 сантиметровых басовика излучают в бок, их работа оптимизирована для гашения стоячих волн до 200 Гц. АС были крайне сложными для усиления для своих времен – чувствительность в 87 дБ и падение сопротивления до 3,2 Ом диктовали необходимость использовать с ними исключительно мощные и стабильные транзисторники. АЧХ: от 18 Гц (объем корпуса в 120 л при росте 134 см позволял это) до 30 000 Гц, за такую полосу отвечали (помимо упомянутых басовиков) 20 см, 3,8 см динамики и 1,9 см твитер; при чем, в последнем была применена технология жидкостного охлаждения.
Dahlquist DQ-10
В 1974 г. громкоговорители стоили $395. Абсолютно сумасшедшая конструкция с фазовой матрицей из динамиков на разных плоскостях. Первые колонки, которые сформировали действительно трехмерную, голографическую звуковую сцену. Расплатой стали сумасшедшие запросы к усилению и ограниченный бас. Для формирования должной поддержки «снизу» рекомендовалось докупить фирменный пассивный сабвуфер Dahlquist DQ-1W Passive Subwoofer, а также кроссовер для стыкования с АС — Dahlquist DQ-MX1, ну и еще раз заняться усилением. АЧХ модели находится в пределах от 37 до 27 000 Гц, сопротивление 8 Ом, подводимая мощность до 100 Вт.
Onkyo Scepter 500
Стоившие на момент релиза в 1978 г. 580 000 йен, эти спикеры оснащались огромными 38 см басовиками W3801, мощность их магнитной системы достигала 11000 Гауссов (АЧХ снизу – от 25 Гц). Далее все еще интереснее – на СЧ работали фирменные драйверы D6540 A+H 4003S с секторальным рупором, затем на ВЧ работала система рупоров и акустических линз D3520A, H2014P, AL80, а супертвитер трудился в диапазоне аж до 35 000 Гц – благодаря использованию рупора TW3001. Чувствительность в 96 дБ и подводимая мощность 120 Вт – о, детка, да! Эта акустика умела играть действительно громко – максимальное звуковое давление достигало 117 дБ! Массивные корпуса весом в 97 кг и 200 л объема корпуса (при его росте в 130 см) – последние штрихи.
Diatone DS-5000
1984 г., классические четырехполосники с 40 см басовиками (аж 286 000 Максвеллов) и 25 см СЧ-НЧ драйверами (диафрагма сотовая — из арамидных волокон и алюминия). Далее работают – 6,5 см купольный динамик DUD (диафрагма и катушка – единая конструкция) с диафрагмой из бора, аналогично оформлен и твитер (2,3 см). Корпуса из дефлекторных пластин (фанера и орех), исключительное качество отделки, но, что же в них особенного? На секундочку – АЧХ от 20 до 60 000 Гц, это абсолютно уникально для восьмидесятых! Примененные технические решения позволяют этим АС не то, что на равных конкурировать – но и превосходить самые современные образцы High End спикеров. Подводимая мощность 250 Вт, сопротивление 6 Ом, а чувствительность 93 дБ. При росте в 105 см акустика весит 87 кг.
JBL S119
Да, JBL бывали и такими. Двухполоска, со всенаправленной диаграммой изучения, смелый эксперимент. Использован 20 см басовый динамик 108H и 4 х 2,5 см твитера LE20T-2 – они гарантировали АЧХ от 40 до 20 000 Гц при чувствительности в 86 дБ и сопротивлении 8 Ом. Акустика впервые появилась в 1972 г. и предлагалась за 111 йен, ее перевыпуск произошел в 1988 г. (позиционирование было направлено на владельцев кинотеатральных систем, добавлено магнитное экранирование динамиков). Подорожала она за это время сильно – новую модель можно было купить уже за 256 000 йен.
Sony ESPRIT APM-8
Квадратные диффузоры динамиков – не мода, а необходимость в достижении эталонного звучания! Sony в восьмидесятые выпустила несколько вариаций таких спикеров. Сэндвичи из алюминия с алюминиевыми же сердечниками и литыми корзинами с кольцевыми магнитами, подключенными к ним через четыре особых цилиндра – абсолютно революционная конструкция. 807 см2 на бас, 144 см2 на нижнюю середину, 24 см на СЧ и 5,8 см2 на ВЧ – все это дает АЧХ от 25 до 30 000 Гц при чувствительности 92 дБ и сопротивлении в 8 Ом. Пиковая мощность 500 Вт, масса одной колонки 102 кг, цена – 1 000 000 йен. Колонки выпускались с 1979 по 1982 гг.
Pioneer S-F1
Супер-раритет – и, опять, с квадратными диффузорами, еще и расположенными коаксиально. Всего вышло не более 100 пар таких АС, модель выпускалась с 1979 по 1982 гг. Четырехполоска, динамики таковы: 40 см на НЧ, 15 см на СЧ, 6 см на ВЧ и 2,6 см на супер-твитер. 94 дБ чувствительности, 150 Вт подводимой мощности и 8 Ом сопротивления. Цена на момент начала продаж – 850 000 йен.
JBL Paragon D44000
Фетиш коллекционеров со всего мира. Обладать этими АС – примерно, как иметь в гараже Rolls Royce сороковых годов ХХ века. Выпускавшийся в 1957 по 1984 гг. шкаф содержал рупорную стереосистему, выдававшую абсолютно магическое звучание. Трехполоска с 96 дБ чувствительности (АЧХ до 15 000 Гц), сопротивление 8 Ом и подводимой мощностью в 125 Вт имела «на борту» фирменные динамики: НЧ-вуфер LE15A, СЧ-драйвер с акустической линзой 375 и рупором H5038P, твитер 075 (тоже с акустической линзой). 263 см ширины и 72 см высоты, масса 316 кг (даже ножек-опор – не четыре, а шесть)! Это была самая дорогая серийно выпускаемая акустическая система до начала восьмидесятых годов ХХ века.
Technics SB-10000
Ни одна подборка супер-колонок прошлого не обойдется без них! Комплект 1000-серии компании предлагался в 1980 г. за 5,45 млн йен (отдельно акустику можно было купить за 2,5 млн йен; встречаются данные об 1,2 млн йен, но, судя по всему, это цена за штуку) — система для мульти-миллионеров. Примененные технологические решения вызывают «шок и трепет» и сегодня. Твитеры EAS-35HD04SA с диафрагмой из бора оформлены в рупоре и работают до 35 000 Гц. СЧ-динамики EAS-10HM03-N, также, заключены в рупор – их диаграмма направленности простирается о 150 градусов. Басовики EAS-46PL01S трудятся в собственном корпусе (объем аж 300 л.). Все рупора – алюминиевые, не подверженные старению из-за воздействия влажности воздуха. Чувствительность 95 дБ, сопротивление 6 Ом, подводимая мощность 300 Вт, масса одной колонки 140 кг, рост 111 см.
Стас Устенко
19 июня 2018 года
Источник: