Большой обзор: картины, определившие тренды 50 лучших фильмов десятилетия
Большой обзор: картины, определившие тренды
Минувшие 10 лет стали одними из самых удачных для кинематографа. Кассовые сборы били рекорды, хороших лент появлялось все больше и больше, «компьютеризация» творила настоящие чудеса со спецэффектами. Hi-Fi.ru подводит итоги – читайте нашу новую подборку, 50 лучших фильмов 2010-2019 годов, которые стоит обязательно посмотреть (или пересмотреть).
50. Достать ножи / Knives Out (2019)
Лихой, отвязанный, бесшабашный – этот детектив переворачивает наши преставления о расследованиях. Автора криминальных романов Харлана Тромби находят мертвым; за дело берется частный детектив Бенуа Блан и… дальше от обилия скелетов в шкафу захочется закричать, как в том анекдоте, «выключите свет – они на него лезут!».
49. Социальная сеть / The Social Network (2010)
Дэвид Финчер – режиссер девяностых, именно в те годы вышли настоящие шедевры из-под пера (киноаппарата) мастера. Далее было затишье, а после, в 2010 году, маэстро снова превзошел себя, вступив на тонкую грань психологической эквилибристики – декомпозировав личность одного из самых богатых людей современности, создателя Facebook, Марка Цукерберга. Помимо действительно глубокого сюжета, лента одним движением показала нам будущее – именно такое, каким мы видим его сейчас за окном.
48. Окча / Okja (2017)
Странная «Окча» Пона Джун-хо (роман о противостоянии корейских фермеров с молочно-мясной корпорацией, в центре которого оказывается разумная свинка-мутант), помимо прямой, как палка, сатиры на общество потребления, открывает много потаенных смыслов. Ну а манера съемки корейского режиссера весьма оригинальна – чистое удовольствие, а не кино.
47. Кэрол / Carol (2014)
«Кэрол» Тодда Хейнса должна была быть снята в 50-ые, или, на худой конец, в 60-ые годы ХХ века – но, увы, общество тогда не позволяло таких реверансов. Что ж, съемочная команда постаралась на славу – эта экранизации романа Патриции Хайсмит с Кейт Бланшетт и Руни Марой в главных ролях хороша как стилистически, так и с точки зрения описания того, что мы называем любовью.
46. Любой ценой / Hell or High Water (2016)
Вестерн Дэвида Маккензи – с Джеффом Бриджесом и Крисом Пайном в главных ролях. Портрет Америки, грандиозная история поисков счастья – и, конечно же, накаленное до бела противостояние с техасскими рейнджерами. Кино, которое будут помнить, вспоминать и пересматривать.
45. Клуб / El Club(2015)
Социальная тематика «Клуба» Пабло Ларрена – лишь приманка для куда более глубокого исследования человеческой природы и психики. Чилийское независимое кино, как оказалось, может открыть двери в куда более сильный мир, чем «Фабрика грез».
44. Побудь в моей шкуре / Under the Skin (2013)
Джонатан Глэйзер в режиссерском кресле, Скарлетт Йоханссон – в весьма нетипичной для себя роли. «Roadmovie» про странную личность на фургончике, которая подсаживает к себе попутчиков-мужчин и «кушает» их: «Побудь в моей шкуре» хорош тем, что его можно рассматривать через десяток призм – и каждый новый взгляд откроет очередные грани этого драгоценного камня.
43. Патерсон / Paterson (2016)
Наверное, не худший фильм Джима Джармуша, чем эпохальный «Мертвец» – сказка о водителе Патерсоне из города Патерсон. Чистая магия, живая ртуть – именно так можно описать эту оду обыденности!
42. Развод Надера и Симин / Jodaeiye Nader az Simin (2011)
Еще одна бытовая история или бытовой детектив «Развод Надера и Симин» в режиссуре Асгара Фархади расцветает огромным количеством оттенков. По сути, лента дает не только слепок современной жизни в Иране, но и здорово характеризует причины трагедий в любом обществе.
41. Зеленая книга / Green Book (2018)
Хотя «Зеленая книга» Питера Фаррелли играет на актуальных сегодня веяниях и тенденциях, сама сюжетная канва о водителе Тони «Болтуне», устроившемуся на работу к великому музыканту, в картине не главное. Эта долгая дорога, на самом деле – описание того, что такое настоящая дружба. А также, описание действительно важных вещей в жизни каждого человека.
40. Кладбище блеска / Rakti Khon Kaen (2015)
Тайский режиссер Апитчатпон Вирасетакул снял действительно буддистскую картину – в которой сны перемешаны с реальностью, исторические линии прошлого – с линиями настоящего, а отношения героев происходят, по сути, в разных мирах. Солдат поражает непонятная сонная болезнь, Дженира начинает ухаживать за прикованным к постели Иттом, а помогает ей в общении с военным ясновидящая Кенг. К чему приведут любовь и потустороннее? Сможет ли героиня лучше узнать себя в этом странном путешествии? Если вы хотите увидеть настоящий сюрреализм – все дороги ведут к «Кладбищу блеска».
39. Солнцестояние / Midsommar (2019)
Жуткое «Солнцестояние» Ари Астера многим пришлось не по вкусу из-за сценария – эдакого анти-гимна «зеленым». Позволим себе чуть отвлечься от переосмысления «Плетеного человека» и увидим, что перед нами – полноценное раскрытие трансформации личности в критических условиях. Сделанное, надо сказать, на уровне (про картинку и говорить ничего не стоит – каждый кадр просится в рамочку, да на стену).
38. Слон сидит спокойно / Da xiang xi di er zuo (2018)
Четыре часа хронометража ленты Ху Бо – монумент, памятник простым жителям Китая. Жизнелюбие на фоне полной и абсолютной чернухи в «Слоне» буквально пронизывает каждый кадр; настоящее единство и борьба противоположностей.
37. Головоломка / Inside Out (2015)
«Головоломка» Пита Доктера и Роналдо Дель Кармена – тот самый пример мультфильма «на все времена и возрасты». Эмоции одиннадцатилетней Райли (Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость) вдруг ругаются – и жизнь героини летит в тартары. Аллюзия на то, как мы воспринимаем этот мир? Возможно.
36. Логан / Logan (2017)
Переосмысление взгляда на комиксы от Джеймса Мэнголда – стилизованный под черный (во всех смыслах) фильм, «Логан» кажется очень смелым выступлением на ниве историй о супергероях. Ну а действия фильму, опять же, не занимать.
35. Рома / Roma (2018)
Шквала оваций, каким приняли фильм «Рома» Альфонсо Куарона, никто не ждал. Псевдодокументальное полотно, которое с хирургической точностью восстанавливает былую эпоху на экране – и столь же педантично препарирует переживания героев, пробирает, что называется, до самых печенок. А самому Куарону можно смело ставить памятник – ведь он был и режиссером, и сценаристом и оператором этого… да, скорее уже не фильма, а слепка авторских воспоминаний.
34. Паразиты / Gisaengchung (2019)
Современный Салтыков-Щедрин – именно так можно кратко описать «Паразитов» Пона Джуна-хо. Несмотря на название и фабулу (бедное семейство поэтапным обманом перебирается на заработки в дом богачей), автор не делит героев на черных и белых, и даже неожиданный финал не расставляет точки над «i»: идея крушения иллюзий рефреном сопровождает нас весь фильм.
33. Прочь / Get Out (2017)
Джордан Пил неожиданно прорвался на самую вершину Голливуда со своим «Прочь» – не то едкой комедией, не то ужастиком. Обыграв все страхи и фобии, срезонировав с модными веяниями и стилями, он, по сути, сформировал подвид нового жанра. И первое кино, снятое в нем, оказалось на удивление удачным.
32. Дюнкерк / Dunkirk (2017)
Кристофер Нолан в очередной раз играет в игры со временем – только в данном случае оно заменяет нацистов (они незримо присутствуют в виде противника, но никогда не появятся в кадре) в истории спасения трехсот тысяч британских солдат в ходе Дюнкеркской операции в начале Второй мировой войны. Три сюжетных линии, запертых в различном хронометраже, сойдутся в финале под непрерывное тиканье часов –«The End» потрясает.
31. Рейд 2 / Serbuanmaut 2: Berandal (2014)
Гарет Эванс покорил вершину жанра файтинга – лучше, скорее всего, мы уже ничего не увидим. Невероятно злое, яростное, гротескное и фантасмагорическое кино тоннами качает адреналин и предлагает необычный опыт по знакомству с действительно первобытными страстями.
30. Охота / Jagten (2011)
«Охота» Томаса Винтерберга – рассказ о хрупкости положения человека в современном мире, совершенно жуткая история, как «эффект домино» приводит к разрушительным последствиям. Пропасть, к которой может привести одна ложь, в ленте реконструирована до мельчайших штрихов.
29. Джон Уик 3 / John Wick: Chapter 3 – Parabellum (2019)
Чад Стахелски и его повесть о киллере Джоне Уике на фоне смехотворного сценария апеллирует к еще более низменным инстинктам, чем «Рейд – 2», а к финалу и вовсе превращается в настоящую вакханалию – не то балет, не то оперу о пулях. Многочисленные цитаты, зубодробительный экшн – и полное опустошение на выходе из зала. Хватит. Стрельбы. Пожалуйста.
28. Мы / Us (2019)
Еще один успех Джордана Пила – более глубокий и многоплановый фильм, чем «Прочь». История о двойниках, неожиданно наводнивших всю Америку, референом перекликается с обнажившимися страхами и тайнами героев – и приходит к вполне логичному финалу. Который заставит пересмотреть ленту еще раз. А потом еще один.
27. Безумный Макс: Дорога ярости / Mad Max: Fury Road (2015)
Джордж Миллер – star, Джордж Миллер – superstar. Снявший классических «Безумных Максов» режиссер двадцать лет копил силы и тренировался на семейном кино. Все для того, что выплеснуть на экраны этот сплав драйва, злобы и фантазии.
26. Внутри Льюина Дэвиса / Inside Llewyn Davis (2013)
«Внутри Льюина Дэвиса» отличается от других лент титанов современного кино, Итана и Джоэла Коэнов. Тут нет искрометного юмора и сценарных твистов, напротив, повествование камерное, медленное, сосредоточенное на одном персонаже. Меланхолия подкупает своей атмосферой – авторский почерк даже в таком антураже превращает путешествие музыканта в Великий Путь.
25. Человек-паук: Через вселенные / Spider-Man: Into the Spider-Verse (2018)
Боб Персичетти, Питер Рэмзи и Родни Ротман действительно перезапустили сагу о «Человеке-пуке», щедро приправив типичную канву теориями о квантовой запутанности и многомерности пространства. Несмотря на кажущуюся сложность, рассказ о различных Пауках подан элегантно и не лишен добротного пафоса, а также драйва.
24. Мстители: Финал / Avengers: Endgame (2019)
Завершение истории о супергероях – «Мстители: Финал» от Энтони и Джо Руссо подводят черту под комиксами на экране. Спецэффекты сражают наповал, проникновенная история тронет даже тех, у кого аллергия на «персонажей в трико».
23. Гонка / Rush (2013)
Еще одно дыхание времени – Рон Ховард рисует семидесятые годы ХХ века, «золотой век» гонок «Формула-1». Разухабистый англичанин Джеймс Хант и чопорный австриец Ники Лауда разыгрывают сложнейшую партию, пытаясь выяснить, кто же окажется победителем. Придется много раз вцепиться в подлокотники кресла.
22. Интерстеллар / Interstellar (2014)
Тонны научной литературы, лучшие в мире консультанты – именно так создавался «Интерстеллар», одно из самых масштабных и амбициозных полотен Кристофера Нолана. Попытка отправить космическую экспедицию в червоточину, чтобы найти подходящую для жизни планету (Земля находится в состоянии вымирания природы) обернется и невероятными приключениями, и невероятными эмоциями.
21. Дангал / Dangal (2018)
Прекрасная семейная история – Нитеш Тивари пересказывает реальную жизнь бывшего спортсмена Махавира Сингха Пхогата. Он вынужден был бросить борьбу, но поклялся воспитать сына, который завоюет олимпийское «золото». Однако, родились четыре дочери! Что ж, отец решает сделать спортсменок из них. При всей гротескности фабулы, в «Дангале» характеры, эмоции и отношения переданы настолько точно, что герои ленты станут вам, как родными.
20. Темный рыцарь: Возрождение легенды / The Dark Knight Rises (2012)
Последний фильм в трилогии о Темном рыцаре – Кристофер Нолан поднимает градус накала, Том Харди в роли Бэйна пугает до дорожи даже под маской, а сражение в конце фильма станет одним их самых запоминающихся в зрелищном кино.
19. Три билборда на границе Эббинга, Миссури / Three Billboards Outside Ebbing, Missouri (2017)
«Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина Мак Донана не даром получил свои «Оскары» – на фоне общего мрака этой печальной истории, картина зажигает одну из самых ярких искр в художественных произведениях. Каждый может измениться, и каждому дан шанс на спасение – этот гимн человечеству не смолкает даже после развязки.
18. Патруль времени / Predestination (2013)
Наверное, самая навороченная фантастика уходящего десятилетия – Майкл Спириг и Питер Спириг сплетут настоящую сеть о путешествиях во времени, да как следует дернут в нужных местах за ниточки. Полиция будущего пытается предотвращать преступления до их совершения, используя машину времени, вот только некто, пытающийся уничтожить Нью-Йорк, остается неуловимым.
17. Пылающий / Burning (2018)
Хитрая вязь «Пылающего» Ли Чан-дон в хорошем смысле гипнотизирует – ну а атмосфера романов Харуки Мураками перенесена на экран весьма бережно. Удивительная форма, потрясающее содержание – в итоге, впечатления на много месяцев вперед гарантированы. Картину хочется пересматривать, в ней интересно разглядывать каждый кадр, каждую мизансцену – собственно, с романами Мураками все так же, их нужно смаковать.
16. Лунный свет / Moonlight (2016)
6, 16, 26 – три возраста, три слепка развития Широна. Три маски, но одна личность. Барри Дженкинсу удалось вдохнуть в это кино настоящую жизнь: красоты природы завораживают, картинка по-настоящему художественна, а медитативное действие целиком окутывает зрителя.
15. Стражи Галактики / Guardians of the Galaxy (2014)
Это еще не оригинальные «Звездные войны», но близко к тому. Джеймсу Ганну удалось вернуть на экраны стиль фантастики ХХ века, ввести ряд шикарно прописанных характеров (Грут разошелся на миллион мемов) и сплести все это попурри в весьма цельное и ритмичное произведение.
14. Реальность / Réalité (2014)
Квентин Дюпье умеет поиграть в игры с реальностью, но «Реальность» (простите за каламбур) и вовсе может свести вас с ума. Удивительный полет фантазии, настоящие ожившие сюжеты Сальвадора Дали – рассказ о поисках «идеального крика» (именно такое задание дает сценаристу Джейсон продюсер Боб Маршалл) кажется точной реконструкций снов.
13. Комната / Room (2015)
Приготовьте носовые платки – Леонард Абрахамсон не щадит зрителя и бьет наотмашь. Джой давно похитили – теперь она живет в небольшой комнате со своим пятилетними сыном, который никогда не видел ничего, кроме этих четырех стен. Канва триллера будет вскоре разрушена – да так мастерcки, что мир может уйти из под ног.
12. Отель «Гранд Будапешт» / The Grand Budapest Hotel (2014)
Квинтэссенция стиля Уэса Андерсона, в которую можно было облечь любой сценарий. Внешнее тут важнее внутреннего, история о падении Старой Европы в преломлении ролей Рэйфа Файнса, Тильды Суинтон, Сирши Ронан и Эдрианом Броуди выглядит сплавом фантазий и яви, манящим и притягательным.
11. Бердмэн / Birdman or (The Unexpected Virtue of Ignorance) (2014)
Уникальная визуалистика Алехандро Гонсалеса Иньярриту, помноженная на идеальный образ, сформированный Майклом Китоном – обласканный критикой «Бердмэн» получил все своим призы совершенно заслуженно. Трагичная история о неотвратимом влиянии времени – настоящий поток сознания, чистый и незамутненный.
10. Джанго освобожденный / Django Unchained (2012)
Квентин Тарантино версии «1.0», ребенок в душе, подводит резюме своему творчеству. Дикий вестерн, попурри, лоскутное одеяло из десятка известных картин не кажется чем-то инородным – напротив, он объединяет противоположности. Да делает это так, что челюсть падает на пол каждые десять минут.
9. Однажды в… Голливуде / Once Upon a Time… in Hollywood (2019)
Квентин Тарантино версии «2.0», повзрослевший. Полная гармония два с лишним часа – 1969 год заполнит всю вашу комнату. Актер Рик Далтон и его дублер Клифф Бут пытаются зацепиться за прошлое, но десятилетие подходит к концу – смена эпох стала реальностью. Эндшпиль расставит все акценты.
8. Начало / Inception (2010)
Лучший фильм Кристофера Нолана. Идеальный каст, грандиозная попытка найти грань между сном и реальностью, понять механизмы работы разума. Во многом, картина перекликается с авторским «Помни» – только делает все на гораздо более высоком уровне.
7. 1+1 / Intouchables (2011)
Именно таких произведений, как «1+1» Оливье Накаш и Эрик Толедано, нам не хватало: слишком много зла и насилия, слишком мало любви выплескивают на экраны кинофабрики в разных странах. Тончайшее, расцвеченное всеми гаммами эмоций повествование о прикованном к инвалидному креслу аристократу и его помощнике явно сделает всех нас чуточку лучше. Как и «Амели» в прошлом десятилетии.
6. Джокер / Joker (2019)
«Джокера» Тодда Филлипса вполне можно рассматривать как один из главных фильмов десятилетия. Гениальное перевоплощение Хоакина Феникса в комика Артура Флека, все ступени безумия: реконструкция развития хаоса и декомпозиция больного разума здесь облечены в идеальную форму.
5. Ирландец / The Irishman (2019)
Многострадальный «Ирландец» – по сути, итог всего творчества Мартина Скорсезе. И хвалить ленту стоит не за уникальные спецэффекты (надо сказать, даже при таком бюджете, сильное омоложение героев вызывает вопросы, а вот к середине хронометража уже нельзя высказать ни одной претензии) или блестящий актерский состав. Отшлифованный до блеска, выверенный в мелочах, «Ирландец» – настоящий эпос, который заставляет зрителя прожить целую жизнь за эти несколько часов.
4. Пи Кей / PK (2014)
Одно из самых добрых произведений последнего времени – «Пи Кей» от Раджкумара Хирани. Простая забавная история об инопланетянине, потерявшем пульт управления своим кораблем – исследовательская миссия обернулась тем, что пришелец был вынужден остаться на Земле. Через призму наивных взглядов Пи Кея срываются все покровы лжи и заскорузлости современного общества – еще один повод задуматься и стать чуточку лучше.
3. Маяк / The Lighthouse (2019)
Роберт Эггерс стилизовал «Маяк» под ужасы начала ХХ века, но лента, конечно, куда глубже, чем можно подумать, прочтя фабулу. Противостояние Роберта Паттинсона и Уиллема Дефо в этой картине является воистину гипнотизирующим – действительно, новая планка для жанра.
2. Одержимость / Whiplash (2013)
Чистый оголенный нерв. Дэмьен Шазелл расскажет о том, насколько далеко человек может зайти в погоне за мечтой. «Дуэль» гениального дирижера и молодого музыканта в «Одержимости» забирается в метафизические глубины, ритм нарастает с каждой минутой, а концовка лучше всего иллюстрирует то, как создаются шедевры.
1. Королевство полной луны / Moonrise Kingdom (2012)
Уэс Андерсон – настоящий маг и волшебник. Фирменный почерк режиссера не спутаешь ни с чем, рисуемые сюрреалистические картины подкупают и бурей эмоций, и «математическим» расчетом. «Королевство полной луны», наверно, самый сильный, цельный и мощный фильм автора – история первой любви за эти полтора часа распадается на стони планов и образов. Чтобы к финалу превратиться в настоящую бурю.
Борис Миленский
26 декабря 2019 года
Источник: