От рассвета до заката компакт-кассет
50 лучших кассетных дек в истории
От рассвета до заката компакт-кассет
Появившиеся в 1963 году стараниями фирмы Philips компакт-кассеты изначально не предназначались для качественной звукозаписи, однако их популярность привела к тому, что все производители аудиотехники бросились совершенствовать как воспроизводящие устройства, так и саму ленту, чтобы сделать формат соответствующим всем требованиям Hi-Fi. И им это удалось! В данном материале мы собрали в хронологическом порядке появления на рынке лучшие кассетные деки в истории. Естественно, практически все они относятся к периоду 1970-80-х годов – именно тогда были выпущены все легендарные аппараты, за которыми сегодня охотятся коллекционеры.
50. Акаi GXC-65
Невероятный аппарат родом из 1972 года славен не только тем, что был один из лучших магнитофонов своего времени, но и наличием потрясающего механизма автореверса Invert-O-Matic, в котором переворачивались не головки, а кассета. Сами головки тоже были прорывными для того времени – в деке были впервые применены головки из монокристалла феррита, а качество звука обеспечивал фирменный блок D.R. (Automatic Distortion Reduction). Для того периода характеристики деки были замечательными – частотный диапазон до 18 000 Гц, соотношение сигнал/шум 70 дБ. Весила модель десять килограммов.
49. Sony TC-177SD
По сути, первые серьезные модели кассетных магнитофонов появились на рынке после 1971 года, когда стала активно внедрятся система шумоподавления Dolby и применяться лента второго типа с магнитным слоем из диоксида хрома. Данная настольная модель 1973 года – первый в истории Sony кассетный магнитофон с тремя головками – выпускалась на протяжении четырех лет и все это время оставалась топовым аппаратом фирмы. Колесико подстройки азимута головок расположилось на верхней панели между клавишами управления записью и воспроизведением, не был аппарат обделен и стрелочными индикаторами. Головки поддерживали пленку всех актуальных типов, включая фирменный FeCr. Весила дека десять килограммов, заявленный частотный диапазон доходил до 18 000 Гц.
48. Akai GXC-325D
Одна из самых успешных дек фирмы Akai была выпущена в 1975 году. Это была серьезная машина с поддержкой шумоподавления Dolby на записи и на воспроизведении, тремя головками – две стеклоферритовые и одна ферритовая – и полным автостопом. Расположенные на верхней панели большие стрелочные индикаторы показывали уровень сигнала в каждом канале. Дека поддерживала работу с первым и вторым типом магнитной ленты, и при использовании «хрома» частотный диапазон составлял 30 – 19 000 Гц. Весила эта симпатичная дека 8,6 килограммов.
47. Marantz Model 5420
Еще один топовый настольный магнитофон – до середины 1970-х годов это был самый распространенный форм-фактор – вышел в 1975 году и был выпущен в Японии. Он имел четырехдорожечный тракт, систему шумоподавления Dolby и даже такую ее редкую версию, как Dolby FM для записи с эфира. В деке были установлены ферритовые головки, а выбор кривой подмагничивания осуществлялся нажатием соответствующей клавиши. Большие и красивые стрелочные индикаторы светились разными цветами, а управление уровнями записи производилось при помощи ползунковых регуляторов на верхней панели. В аппарате имелась также оригинальная функция «pan pot», позволявшая смешивать сигналы с четырех входов в произвольном порядке.
46. Yamaha TC-800GL
Эта оригинальная дека получила свой необычный внешний вид усилиями итальянского дизайнера Марио Беллини. Выпущенная в 1975 году модель и сегодня выглядит очень современно и свежо, являя собой отличный пример вневременного дизайна. С технической точки зрения в ней все было серьезно – система шумоподавления Dolby, поддержка разных типов ленты, головка из пермаллоя, автоматическая остановка и отключение, и даже съемная крышка кассетоприемника.
45. Aiwa AD-1800
Отличительной особенностью данной горизонтальной деки 1975 года выпуска является наличие сразу двух систем шумопонижения – общепринятой Dolby и фирменной DNL (Dynamic Noise Limiter) от Philips. Причем обе из них можно было задействовать одновременно. В транспортном механизме Solid and Stabilized Transport применялся большой маховик диаметром 10,4 см и весом 448 грамма, система автостопа с датчиком Холла, а также тонвалы с прецизионной полировкой поверхности. За воспроизведение отвечала единственная головка Ferrite Guard Head, которая поддерживала кассеты трех типов. Весила дека 7,1 килограмм.
44. Akai GXC-570D
Возможно, эта дека 1975 года и уступала немного лидерам рынка, но уж точно не во внешнем виде. Да и электронная начинка была на уровне – отличные стеклоферритовые головки GX, три мотора, два тонвала, подстройка скорости вращения и перемотки. Поддерживались три типа ленты – пленка Metal тогда еще не получила распространения. Заявленный частотный диапазон был от 30 до 19 000 Гц, вес деки составлял 13,5 килограммов. В качестве опции можно было приобрести два различных вида пультов ДУ, боковины корпуса были отделаны натуральным шпоном.
43. Nakamichi 700 II
Улучшенная версия оригинальной модели 1973 года появилась на рынке в 1976 году. Клавиши управления транспортным механизмом стали сенсорными, а новый усилитель получил фазовый компенсатор. Но главное изменение коснулось установленных в деке головок, получивших название Super Head. Воспроизводящая была сделана из сплава Crystalloy, в состав которого входил никель, ниобий и тантал, записывающая – из стеклоферрита. Остальные элементы оригинальной конструкции остались неизменными – закрытый тракт с двумя тонвалами и маховиками, двигатели постоянного тока, пассиковый привод, регулировка азимута головок, пневматическое демпфирование кассеты и блока головок, стрелочные индикаторы. Вес деки был 13 килограммов, в комплект входил проводной пульт ДУ.
42. Technics RS-9900US
Редкая двухблочная дека выпускалась с 1976 года, в основном, на экспорт. Если к разделению цифровых источников сигнала на транспорт и процессор сегодня все привыкли, то подобные решения в аналоговых источниках встречались весьма редко. В принципе, особой надобности в таком решении не было, но выглядело это потрясающе. В одном блоке содержалась вся механика, а вся электроника была вынесена в отдельный корпус огромного размера. В транспорте использовался мотор с кварцевой стабилизацией для тонвалов и два мотора с магнитами из Alnico для протяжки ленты, головки – две типа HPF (Hot Pressed Ferrite) для записи и воспроизведения и одна ферритовая для стирания. Скорость могла регулироваться в пределах 5%, детонация не превышала 0,04%. Вес транспорта составлял 15 килограммов, усилительной части – 9 килограммов.
41. Hitachi D-900
Эта дека 1977 года сочетала в себе лучшие черты двух эпох – солидный размер и вес, большие ручки и переключатели, большие стрелочные индикаторы, однако уже появились подсвеченные квазисенсорные кнопки, микросхемы и пульт дистанционного управления, правда, проводной. Блок записи и воспроизведения включал три головки, кассетоприемник имел съемную крышку из плексигласа. Выпускалась дека до 1979 года, когда ее сменила версия DD с прямым приводом.
40. Optonica RT-3838
Хай-файный бренд компании Sharp выпускал много интересных моделей аудиотехники, включая кассетные деки. Данный аппарат появился на рынке в 1977 году и имел гордое название «Electronic Tape Processor». Он отличался наличием оригинального для тех лет ЖК-дисплея, на котором выводились данные о программе записи, а также установки будильника. В аппарате использовались две головки, одна из которых была сделана из пермаллоя и отвечала за запись и воспроизведение, а вторая – ферритовая – была стирающей. При этом частотный диапазон с лентой FeCr был от 30 до 16 000 Гц, вес деки составлял 9 килограммов.
39. Luxman 5K50
Первая топовая дека Luxman, входившая в серию Laboratory Reference Series, была выпущена в 1978 году. Солидный транспортный механизм был выполнен из литого алюминия и имел съемный блок головок – для воспроизведения использовалась сендастовая, для записи – ферритовая. Настройка азимута осуществлялась при помощи небольшого винта и двух светодиодных индикаторов, нужно было добиться того, чтобы загорелись оба из них. ЛПМ включал двигатель с кварцевой стабилизацией для тонвалов и два для протяжки ленты, звуковой тракт имел полное усиление по току по фирменной схеме Realtime Processed DC. Весила машина 12,5 килограммов, частотный диапазон с хромовой лентой был от 30 до 18 000 Гц.
38. Hitachi D-5500M
Дека производства 1978 года считалась одной из лучших на рынке в год своего выпуска. Главная фишка, помимо поддержки ленты типа Metal, это наличие инфракрасного пульта дистанционного управления, который нужно было достать из ниши под кассетоприемником. Лентопротяжный механизм имел два двигателя и два тонвала, головки – ферритовые монокристаллы. На передней панели имелось два блока стрелочных индикаторов, нижний предназначался для контроля калибровки головок. Паспортные данные хороши для своего периода – верхний предел АЧХ в 20 кГц, отношение сигнал/шум 68 дБ.
37. Sony TC-K7B
Массивная передняя панель транспорта была унаследована этой декой 1978 года от магнитофона формата ELCASET, на фронтальной панели также располагались огромные стрелочные индикаторы и множество механических регуляторов и переключателей. При этом клавиши управления ЛМП уже были квазисенсорными. Весила дека внушительные 10 килограммов, поддерживалась работа с тремя типами ленты и система Dolby B. Головки были ферритовые типа F&F. Максимальный частотный диапазон простирался от 20 до 18 000 Гц, коэффициент детонации не превышал 0,045%. Модель выпускалась в серебристом и черном цветах.
36. TEAC C-1
Серьезная студийная машина, способная выжать максимум из формата компакт-кассеты. В ней были даже слоты для сменных карт с референсными настройками тока подмагничивания и эквализации для разных типов пленки. Лентопротяжный механизм был собственной разработки TEAC и сделан, что называется, на века – в студиях эти деки работали по 24 часа в сутки. Конструкция была типичной для топовой деки – три мотора, три ферритовые головки DELTA, два тонвала. Модель обеспечивала частотный диапазон от 20 до 20 000 Гц, соотношение сигнал/шум достигало 80 дБ (с использованием внешнего процессора dbx). Вес самой деки составлял 14,5 килограмма, немалая часть приходилась на солидный трансформатор блока питания.
35. Kenwood KX-2060
Рекламный слоган данной деки гласил — «Мы дали нашим инженерам свободу действий, и они создали замечательный Kenwood KX-2060». Модель 1979 года действительно получилась на загляденье – три ферритовые головки, тонкая ручная подстройка тока подмагничивания и калибровка, встроенный генератор тестового тона, продуманный лентопротяжный механизм, усиление аудиосигнала по току, большой индикатор FluorScan. Частотный диапазон при использовании ленты типа Metal и системы Dolby составлял 20 – 19 000 Гц, весила дека 9,3 килограмма.
34. Mitsubishi DT-30
Редкий и большой аппарат, входивший в продававшуюся под двумя брендами – Mitsubishi и Diatone – серию компонентов. Появился он в продаже в 1979 году, но просуществовал недолго, всего один год. Дека была построена по всем правилам магнитофоностроения тех лет – три головки (две ферритовые и одна сендастовая), три мотора постоянного тока, закрытый тракт, двойной тонвал, прецизионные стрелочные индикаторы, двухчастотный тестовый генератор, тонкая подстройка тока подмагничивания для каждого канала, квазисенсорные клавиши. Частотный диапазон с кассетами третьего типа был заявлен от 30 до 20 000 Гц, вес деки составлял 11 килограммов.
33. Eumig FL-1000
Редкий для рынка сложной аудиотехники случай – выпущенная в 1979 году маленькой австралийской компанией дека не просто на равных соперничала с топовыми моделями крупнейших производителей, но и превосходила их. К сожалению, данная модель стала для фирмы последней… Магнитофон весил 12 килограммов и производился в двух версиях – с системой шумопонижения Dolby либо фирменной High-Com, разработанной Telefunken. Однако главной фишкой был не массивный корпус, а использование для тонвала вместе традиционного маховика фотоэлектронной системы управления скоростью с автоматической калибровкой. Она корректировала точность вращения с частотой 15000 раз в секунду. Блок записи и воспроизведения был программируемым и включал в себя три головки, поддерживалась лента Type IV, а частотный диапазон простирался до 22 кГц.
32. Pioneer CT-A1
Лучшая и самая запоминающаяся дека фирмы была выпущена в 1979 году и производилась вплоть до 1984 года. У нее был закрытый тракт с двумя тонвалами, три головки – две сендастовые и одна ферритовая, двигатель с кварцевой стабилизацией, фирменная автоматическая система калибровки BLE, дискретный тракт на PNP/NPN транзисторах и пуленепробиваемая конструкция. Весил это монстр 18 килограммов, соотношение сигнал/шум с пленкой четвертого типа и включенной системой Dolby превышало 70 дБ, а коэффициент детонации был менее 0,03%. Переключатель типа пленки имел четыре положения, кассетоприемник имел красивую подсветку, индикаторы уровня были светодиодными.
31. Sansui SC-5100
Лучшая дека компании вышла в свет в 1979 году, и как и усилители фирмы, была мощной и массивной, хотя и уступала по оснащенности лидерам рынка. Главная особенность, отличавшая модели Sansui, это полное отсутствие механизированного кассетоприемника, кассету нужно было просто устанавливать в карман вручную. С одной стороны, система Direct-O-Matic избавляла транспорт от лишнего привода и движущихся частей, с другой стороны, пыль охотно проникала внутрь, если не пользоваться специальной крышкой. Кассету на месте прочно удерживали четыре фиксатора, и этом обеспечивало соблюдение правильной геометрии в процесс записи и воспроизведения. Функция Tape Lead-In автоматически проматывала 45 см ленты перед началом записи, это позволяло избежать часто повреждаемого участка кассеты. Основная головка была из пермаллоя, поддерживалась Dolby B и все типы пленки, весила дека 8,5 килограммов.
30. Nakamichi 1000ZXL Gold Limited
Оригинальная версия с индексом 1000 была выпущена компанией Nakamichi еще в 1973 году, она долго оставалась ориентиром для всех производителей. И вот в 1979 году появилась модель 1000ZXL, а двумя годами позже свет увидела роскошная Nakamichi 1000ZXL Gold Limited. Помимо невероятного внешнего вида великолепной была и техническая сторона – частотный диапазон теперь «добивал» до 25 000 Гц, а к раздельным записывающей и воспроизводящей головкам были добавлены автоматическая компьютерная калибровка и установка азимута. Плюс золотое покрытие всего лентопротяжного механизма, конечно. Весит этот уникальный аппарат 19 килограммов, и найти его в продаже в хорошем состоянии крайне сложно, ведь выпущен он был в количестве 100 экземпляров.
29. Sony TC-K88B
Последняя топовая дека фирмы до появления отдельной серии Esprit была выпущена в 1979 году. Она отличалась потрясающе надежным загрузочным механизмом под названием Power Loading Module. Фактически, из корпуса выдвигался весь транспорт, перемещавшийся по рельсам из экструдированного алюминия, в движение его приводил мотор и бесконечный винт. Индикация уровня сигнала была жидкокристаллическая, клавиши управления были квазисенсорными, а в ЛПМ трудились три бесколлекторных двигателя с кварцевой стабилизацией. Система Dolby была построена на фирменных микросхемах Sony, звуковой тракт использовал усиление по току, а в блоке питания были установлены два больших трансформатора. Функции включали программирование и поиск по паузе, цифровой счетчик ленты, переключатели тока подмагничивания и кривых эквализации.
28. Technics RS-M95
Топовая моноблочная дека компании 1979 года выпуска не только выглядела солидно, но и имела передовое оснащение – двигатели прямого привода с кварцевой стабилизацией, головки HPF (Hot Pressed Ferrite), встроенный двухчастотный тестовый генератор, три ячейки памяти, отдельные регуляторы тока подмагничивания для каждого типа пленки, большой флюоресцентный индикатор уровня, цифровой счетчик ленты. Детонация не превышала 0,03%, частотный диапазон был заявлен от 20 до 20 000 Гц с кассетами Type IV, весила дека 12 килограммов.
27. Thorens PC 650
Полупрофессиональная дека под брендом Thorens, известным, прежде всего, своими проигрывателями винила, производилась небольшой партией с 1979 года в двух вариантах цветового исполнения. Скорее всего, она выпускалась кем-то из крупных OEM-производителей. Была заявлена поддержка трех типов ленты, присутствовали системы Dolby B и C, в лентопротяжном механизме использовались два мотора, три головки, заявленный частотный диапазон был от 20 до 18 000 Гц, детонация – не выше 0,06%. На передней панели были большие подсвечивающиеся стрелочные индикаторы, клавиши управления ЛПМ были типа Soft Touch.
26. Marantz Compudeck SD-9020
Слово «Compudeck» в названии модели 1979 года появилось не случайно – оно обозначало использование процессора для таких функций, как повтор фрагмента, таймер, цифровой счетчик ленты, память воспроизведения и много другое. Впрочем, механическая часть деки также была впечатляющей. Лентопротяжный механизм даже поддерживал повышенную скорость записи и воспроизведения 9,5 м/сек. К сожалению, она плохо сочеталась с головками традиционной конструкции, которые резонировали на определенных частотах, поэтому в следующем поколении модели от нее отказались. Зато такая скорость обеспечивала частотный диапазон с лентой типа Metal от 25 до 25 000 Гц! В модели использовались три головки, две сендастовые и одна ферритовая.
25. Pioneer CT-F1250
Конец 1970-х и начало 1980-х были очень урожайными на топовые кассетные деки от разных производителей. Компания Pioneer выпустила в этот период несколько замечательных аппаратов, один из которых — CT-F1250 – производился с 1979 по 1981 год. Это был внушительный компонент, весивший 10,9 килограммов, в котором использовался лентопротяжный механизм c двигателями с кварцевой стабилизацией, блок из трех головок с настройкой подмагничивания и широкими возможностями калибровки. Частотный диапазон с кассетами четвертого типа был от 20 до 20 000 Гц, детонация не превышала 0,03%.
24. JVC KD-A8
Топовая дека компании JVC сезона 1979 года была под завязку набита самыми продвинутыми функциями для своего времени – система Computer B.E.S.T. Tuning System автоматически подстраивала ток подмагничивания, эквалайзер и чувствительность под каждую кассету, комбинированная записывающая и воспроизводящая сендастовая головка X-Cut работала со всеми типами пленки, а за шумопонижение отвечала фирменная система Super ANRS (Automatic Noise Reduction System). Клавиши управления трактом были квазисенсорными, основные органы настройки были скрыты под откидывающейся крышкой, а большие стрелочные индикаторы светились ярко. Весил аппарат 11 килограммов.
23. Phase Linear 7000
Полная копия великолепного магнитофона Pioneer CT-A1 отличалась от него, прежде всего, цветом – светлая отделка с сочетанием серебристого, бронзового и золотого цветов была предназначена для продажи на рынках вне Японии. Все остальные преимущества оригинальной модели на месте – восемнадцать килограммов веса, поддержка Dolby B, продвинутые системы автоматической калибровки, плюс отдельная база данных для хранения калибровочных профилей. Производилась дека, как и оригинал, с 1979 по 1983 год.
22. Philips N2554
Первая в серии фирменных дек с процессорным управлением вышла в 1980 году. Механические части лентопротяжного механизма получили магнитную развязку, оба мотора контролировалась независимыми тахометрами. Встроенный миникомпьютер C-MOS отвечал за организацию поиска, разметку и счетчик ленты, а также за множество других функций. Нужно отметить, что одна из трех головок в блоке была отдана под работу именно этой сложной системы. При этом частотный диапазон деки простирался от 30 до 20 000 Гц при работе с лентой четвертого типа (Metal), поддерживалась также система Dolby NR и фирменная DNL.
21. Pioneer CT-9R
Менее импозантная, чем топовая CT-A1, но почти столь же качественная дека была выпущена в 1981 году. Она входила в серию компонентов Communication Series и имела весьма футуристический для того периода вид. Транспорт включал два бесколлекторных мотора с датчиками Холла для протяжки, и еще один такой же мотор с кварцевой стабилизацией для тонвалов. Головки были сендастовые, управляла ими фирменная система Auto BLE. Довершала картину поддержка Dolby B/C, цифровой счетчик ленты, регулировка выходного сигнала, светодиодные индикаторы, проводной пульт ДУ. Весил аппарат 6,5 килограммов.
20. Revox B710/Studer A710
Европейский ответ засилью японских производителей был сделан в 1981 году. И какой ответ! Фактически, это были две идентичные деки, представленные на бытовом и на профессиональном рынке под разными брендами – Revox для дома, Studer для студий. Центром конструкции был великолепный транспортный механизм, размещенный на литой раме и объединявший в себе четыре (!) двигателя, три головки на регулируемом основании и два тонвала. Правда, сами головки фирма Вилли Штудера закупала в Японии, однако точный их производитель неизвестен.
19. Bang & Olufsen Beocord 9000
Вершина творчества датских инженеров в области кассетных дек, данная модель производилась с 1981-го по 1986 год. Однако она была хороша не только своим необычным и запоминающимся дизайном, это была вполне серьезная машина. Дека оснащалась тремя головками, которые управлялись фирменной полностью компьютеризированной системой калибровки и настройки CCC (Computer Controlled Calibration). Она автоматически выставляла ток, эквализацию и чувствительность под любую кассету. Производитель заявлял частотный диапазон вплоть до 22 кГц, ведь в модели присутствовала система шумоподавления Dolby C. Дизайнерская вещь с серьезным звуком.
18. Denon DR-F8
В этой деке, выпущенной на рубеже цифровой эпохи в 1981 году, сохранились элементы классического подхода к конструкции – отделка боковых поверхностей натуральным деревом, огромные стрелочные индикаторы на передней панели, вес 7,5 килограммов, усиление сигнала по току. В транспортном механизме использовался двигатель прямого привода с кварцевым контролем скорости, стирающая ферритовая головка имела двойной зазор, поддерживались системы Dolby B/C. Предвестник будущих компьютерных систем – автоматическая калибровка FTS (Flat Tuning System) — также присутствовала, однако сохранить можно было всего одну предустановку. Зато заявленное соотношение сигнал/шум было отличным – 73 дБ.
17. Sony TC-FX1010
Несмотря на то, что это была не самая дорогая кассетная дека фирмы того периода, ее насыщенность электроникой была просто невероятной для 1981 года, в котором она появилась в продаже. Всеми функциями модели управляла система Computerized Self Control System, построенная на процессоре A.S.P. Она отвечала за настройку и хранение в памяти таких параметров, как уровни входа и выхода, автоматическая калибровка головок, установки таймера, уровни подмагничивания и уровни записи, настройки систем шумопонижения и многое другое. Лентопротяжный механизм также был хорош – три головки, два тонвала, два мотора. Конечно, особенно хороша была передняя сенсорная панель, напоминавшая оборудование инопланетного корабля. Весила дека 8 килограммов.
16. Tandberg TCD 3004
Топовая бытовая дека датской компании Tandberg производилась с 1981 по 1983 год и включала в себя все лучшие наработки фирмы, включая патентованные системы калибровки DYNEQ и ACTILINEAR. Здесь было целых четыре мотора – два из них использовались для перемотки ленты вперед и назад, один – для тонвала и еще один – для прижимных роликов и блока головок. Он включал в себя три головки, поддерживал систему Dolby C, а контроль калибровки осуществлялся через отдельный стрелочный индикатор. Дополнительно можно было приобрести проводной либо беспроводной пульт ДУ. Вес деки составлял внушительные 10,3 килограмма.
15. Sony TC-K777ES
Несмотря на свой сдержанный дизайн, этот аппарат 1982 года был великолепен. В нем использовались головки из аморфного железа, изготовленные методом лазерного плавления, два двигателя с кварцевым контролем скорости – один для вращения барабанов и один для тонвалов. Звуковой тракт был построен по принципу двойного моно, при этом трансформатор блока питания был залит компаундом и вынесен на заднюю стенку за пределы корпуса. Лентопротяжный механизм был собран на тяжелом стальном шасси. Дека могла работать со всеми типами ленты, в ней также присутствовала система шумопонижения Dolby C. Правда, заявленный частотный диапазон был ограничен сверху 19 000 Гц, однако звучала дека волшебно.
14. Teac Z-7000
Ультимативная модель 1982 года имела литое шасси из цинкового сплава, на котором были закреплены все четыре мотора, два тонвала в конфигурации закрытой петли, а также трехголовочный блок записи и воспроизведения. В него входили одна сендастовая и две ферритовых головки. Все это великолепие было заключено в корпус, отделанный панелями натурального дерева, однако не это и не вес в 17,9 килограммов делает модель уникальной. Компьютерная система Computomatic идеально управляла огромным множеством настроек и функций, которые позволяли деке вплотную приближаться к качеству записи и воспроизведения катушечного магнитофона. Достигалось все это при использовании системы шумопонижения Dolby dbx и ленты типа Metal.
13. Alpine AL-90
Никакой автомобильной электроники – в те годы Alpine входила в одну группу с Luxman и даже разрабатывала для них стационарные кассетные деки! Прототипом для Luxman K05 и послужила данная дека 1982 года. В ней также была инновационная система автоматической калибровки головок B.L.E.S., называвшаяся у Luxman CTS. Сам блок записи и воспроизведения включал в себя три головки, транспортный механизм имел закрытую конфигурацию с двумя тонвалами с прямым приводом, лентопротяжный механизм допускал плавную подстройку скорости вращения. Поддерживались кассеты всех типов, а также системы шумопонижения Dolby B и C.
12. Philips N5846
Лучшая кассетная дека компании была выпущена в 1981 году и стоила весьма дорого. В ней было реализовано полное компьютерное управление всеми функциями, начиная от настройки и калибровки головок и до поиска CCS (Computer Coded Search) и программирования воспроизведения. В модели устанавливались три головки – две сендастовые и одна ферритовая FSX, присутствовала поддержка всех типов магнитной ленты – с кассетами Metal верхняя граничная частота превышала 20 кГц. Двигатели тонвала и протяжки имели прямой привод, для контроля уровня использовался большой флюоресцентный дисплей. Вес деки составлял 10 килограммов.
11. Denon DR-M4
Еще одна дека начала 1980-х, в которой основной акцент был сделан не столько на солидности и массивности конструкции, сколько на максимальном оснащении автоматическими функциями и процессорном управлении записью, воспроизведением и настройками. Транспортный механизм, при этом, был очень достойный – прямой привод, закрытая конфигурация, двойной тонвал. Однако главной фичей была система Computer Tuning, делавшая калибровку деки максимально простой – достаточно было вставить кассету в карман, нажать соответствующую клавишу и подождать шесть секунд. Присутствовала поддержка системы Dolby C, возможность программирования воспроизведения и опциональный пульт ДУ. За это можно было простить «пластиковый» внешний вид.
10. Akai GX-F95
Топовая кассетная дека компании Akai, выпускавшаяся с 1981 по 1983 год. Помимо новой версии фирменных стеклоферритовых головок под названием Super GX в модели были все фичи, необходимые для дорогой деки того периода – привод с двумя двигателями, микропроцессорное управление, цифровой счетчик ленты, автоматическое определение типа кассеты, светодиодные индикаторы уровня, система шумопонижения Dolby. В прямом приводе тонвала использовался мотор с кварцевой стабилизацией вращения. Система автоматической калибровки головок работала независимо для разных каналов. Весил аппарат 12,5 килограммов и обеспечивал частотный диапазон от 20 до 21 000 Гц при работе с лентой четвертого типа.
9. Marantz Compudeck SD9000 DBX
Лучшая дека компании Marantz вышла в продажу в 1982 году и отличалась от своей предшественницы отсутствием двойной скорости воспроизведения и записи, зато в ней появилась поддержка продвинутой системы шумоподавления Dolby dbx. Роскошная золотая передняя панель удивляла обилием клавиш в сочетании с механическими ручками и переключателями. Счетчик ленты был цифровым с большим дисплеем, а вот светодиодные индикаторы ужались до двух тонких полосок. Три головки – две сендастовых и одна ферритовая – калибровались и управлялись как встроенным процессором, так и вручную. Вес деки составлял 9,1 килограмм.
8. Nakamichi DRAGON
Казалось бы, от добра добра не ищут, однако на смену невероятной деке 1000ZXL пришла еще более невероятная DRAGON. Правда, многие кассетоманы до сих пор спорят, какая из них была лучше, но нельзя отрицать, что данная модель до сих пор считается референсной с точки зрения воспроизведения компакт-кассет. Дека выпускалась более десяти лет – с 1982 по 1993 год, и отличалась блоком из трех полностью независимых головок, причем каждую из них можно было настраивать по-отдельности как вручную, так и при помощи системы NAAC. Кроме того, азимут выставлялся автоматически, автоматическим был и реверс. Воспроизводящая и записывающая головка были сделаны из сплава Crystalloy, а стирающая – из сендаста и феррита. Технические показатели были превосходными – частотный диапазон доходил до 22 кГц, соотношение сигнал/шум достигало 74 дБ. Вес деки составлял 9,5 килограммов.
7. Pioneer CT-A9
По мере совершенствования микропроцессоров производители все активнее внедряли их в новые модели – в данной деке 1983 года практически все функции контролировались 4-х битным процессором, отвечавшим за точность вращения, автоматическую загрузку, плотность закрывания крышки кассетоприемника, правильное натяжение ленты, сканирование записей и многое другое. Однако и ЛПМ был великолепен — инженеры фирмы объединили новый транспорт Reference Master Mechanism и несколько оригинальных автоматических систем настройки. Транспорт опирался на стальную плиту, а блок головок – на основание, выполненное методом прецизионного литья под давлением. Все записывающие и воспроизводящие головки были сендастовыми, с крайне малыми потерями. Ключевой особенностью модели была система автоматической подстройки тока подмагничивания под каждую кассету BLE и автоматическая подстройка тока для снижения уровня искажений на выходе ниже 3% под названием MOL. В поздние версии модели с индексом X устанавливались головки из аморфного железа.
6. Luxman K-05
Знаменитая модель 1983 года появилась в результате сотрудничества компаний Luxman и Alpine. Заново разработанный транспортный механизм GT Transport, отлитый из цинкового сплава, изначально включал в себя подшипники для тонвалов. За движение ленты отвечали три мотора с прямым приводом, два из них вращали барабаны и один – тонвалы. В деке использовались три головки – сендастово-ферритовая с асимметричным зазором для стирания, ферритовая HIP (Hip Isostatic Press) специального профиля для проигрывания и записывающая сендастовая с тройным покрытием. Инновационная система автоматической калибровки CTS по-отдельности выставляла ток подмагничивания, уровень сигнала и кривую эквализации, после чего соотносила их друг с другом для определения оптимальных показателей. Еще несколько аудиофильских штрихов – шасси аппарата было полностью омеднено, в сигнальном тракте отсутствовали магнитные материалы, а провода от головок к усилителю были выполнены из бескислородной меди. Аппарат весил 11,5 килограммов, а максимальный частотный диапазон был от 15 до 27 000 Гц.
5. Tandberg TCD 910
Профессиональная кассетная дека Tandberg TCD 910 появилась на рынке в 1983 году и представляла собой улучшенную версию популярной модели Tandberg 3014. Оснащение модели было великолепным – полное квазисенсорное управление, фирменная система автоматической калибровки и автоматической установки азимута для каждой кассеты, поддержка всех типов ленты и системы шумопонижения Dolby B и C, три головки, большие и удобные стрелочные индикаторы. Лентопротяжный механизм с пассиковым приводом включал два тонвала. Профессиональная природа выражалась также в наличии балансных разъемов XLR.
4. Revox B215
Эта модель 1985 года выглядела настоящим пришельцем из космоса, и все благодаря удивительному дизайну передней панели, напоминающей пульт управления летательным аппаратом. Внутри также все было сделано по уму – транспортный механизм располагался на стальной литой раме, несшей все четыре двигателя, блок из трех головок из сендаста и феррита, два тонвала и прижимные ролики. Подобная конструкция обеспечивает превосходную механическую стабильность и надежность. При этом тонвалы были отшлифованы с микронной точностью, а массивный маховик запасал недюжинную энергию. Блок индикации был цифровым, а управление всеми функциями и настройками – микропроцессорным. Благодаря системе Dolby C и поддержке ленты типа Metal частотный диапазон простирался от 30 до 20 000 Гц.
3. Yamaha KX-1000
Модель 1988 года с поддержкой систем шумоподавления Dolby C и dbx, а также системы HX-Pro и фирменной ORBiT могла похвастать тремя головками – двумя из аморфного железа и одной ферритовой, закрытым трактом с двумя тонвалами, тремя моторами постоянного тока, поддержкой любых типов ленты и невероятным соотношением сигнал/шум при активации системы dbx. Частотный диапазон также был заявлен широчайший от 20 до 24 000 ц. Коэффициент детонации не превышал 0,03%, в комплект также входил полнофукциональный пульт ДУ. Вес выпускавшейся для японского рынка машины составлял 8,4 килограмма.
2. Aiwa XK-S9000
Несмотря на то, что бренд Aiwa не позиционировался в качестве аудиофильского, это не помешало ему выпустить в 1993 году по-настоящему референсную кассетную деку. Транспорт Stressfree-6N с тремя головками и со сквозным трактом, четырехмоторный лентопротяжный механизм и возможность записывать цифровой сигнал – в аппарате есть ЦАП с разрешением 18 бит, а также оптический и коаксиальный входы. Стабильность работы механизма дополнительно обеспечивают блок Super Anti Modulation Tape Stabilizer и виброгасящее основание корпуса Resonance Damping Wood Base. Весит дека 14 килограммов. Технические характеристики поражают – при использовании пленки четвертого типа частотный диапазон составляет от 8 до 27 000 Гц, искажения – не выше 0,018%, соотношение сигнал/шум достигает 84 дБ.
1. Sony TC-KA7ES
Последняя топовая кассетная дека была выпущена компанией Sony в 1994 году, и она оставалась в продаже на протяжении шести лет. Лебединая песня серии ES вобрала в себя все лучшее, что было создано инженерами компании с 1986 года – позолоченные головки из аморфного железа, сделанные методом лазерного наплавления, подшипники из лазурита, полное покрытие всех элементов тракта медью, огромный трансформатор R-Core, поддержка всех типов пленки и систем шумопонижения Dolby S и HX-Pro, проводка из меди высокой степени очистки. Отклонение от скорости вращения не превышало 0,022%, частотный диапазон – 15 – 22 000 Гц. Вес модели составлял 12 килограммов.
Источник: