Ужастики, триллеры и не только 50 самых страшных фильмов
Ужастики, триллеры и не только
Хотите ознакомиться с наиболее важными и значимыми лентами в жанре «нагнетание страха»? Что ж, наша новая мини-энциклопедия для вас – в ней редакция собрала не только фильмы ужасов, но и самые жуткие триллеры, «псвевдо-документалки», сюрреалистические и артхаусные полотна, которые объединяет одно – их создатели задались целью напугать зрителя до дрожи в коленях. Что ж, встречаем пятьдесят самых страшных фильмов за всю историю кинематографа.
50. Клетка / The Cell (2000)
Причудливая «Клетка» Тарсема Сингха дает волю фантазии – психиатр в картине вынуждена проникнуть в сознание маньяка, ведь только так можно спасти заточенную где-то последнюю жертву психопата. Дикие картины стирают грани между сном и явью, но куда более пугающим оказывается детство «поврежденной личности» – на этих сценах душа и вправду может уйти в пятки. Игра Дженнифер Лопес и Винса Вона чудо как хороша – на фоне актерских работ даже простоватый сценарий смотрится на ура.
49. Оно / It (2017)
Неожиданный успех Энди Мускьетти (он сменил на посту режиссера автора «Настоящего детектива» Кэри Фукунага) – от современного «Оно» мало кто ждал прорыва, однако, по факту свет увидел один из наиболее впечатляющих ужастиков второго десятилетия XXI века. Новая экранизация романа Стивена Кинга весьма точно следует духу оригинала, отличается крайней жесткостью подачи и представляет нам именно такого злого клоуна Пеннивайза, каким мы его и представляли, читая книгу.
48. В пасти безумия / In the Mouth of Madness (1994)
Джон Карпентер в хорошей форме – а Сэм Нил и Юрген Прохнов в мрачной повести о поисках пропавшего писателя Саттера Кэйна буквально прыгают выше головы. Как всегда, режиссер лихо закручивает пружину саспенса, так что тому, что действие вскоре начинает развиваться в городе, которого нет в реальности (а присутствует он только в книгах исчезнувшего гения), вопросов не возникает. Увы и ах – это только начало, дальнейший ход событий действительно может перебросить зрителя в пасть безумия.
47. Адвокат дьявола / The Devil’s Advocate (1997)
Тейлор Хэкфорд собрал для этой ленты поистине звездный ансамбль – Киану Ривз, Аль Пачино и Шарлиз Терон украсили бы любую ленту, но особенно органичными они смотрятся в саге о молодом адвокате, который, кажется, поймал удачу за хвост, устроившись в крупную юридическую компанию в Нью-Йорке. Со временем становится ясно, что босс совсем не тот, кем кажется, а вокруг начинает происходить нечто странное и непонятное. Хотя в ряде сцен «Адвокат» и заставит вас вздрогнуть, сила ленты концентрируется к ее апокалиптической развязке – оставляя тяжелое послевкусие.
46. Ночь живых мертвецов / Night of the Living Dead (1968)
Один из первых (и называемый многими лучшим) фильм о зомби. Влияние Джорджа А. Ромеро на современную индустрию развлечений трудно переоценить, «Ночь живых мертвецов» заложила целый сегмент для кино- и интерактивных произведений. А также, выплеснула на экраны первобытные страхи – на кладбище мертвецы встают из могил, брат с сестрой укрываются в доме на отшибе и, вместе с командой таких же невезучих, пытаются противостоять нечисти. Холодная и отстраненная подача картины, от которой прямо веет холодом, завораживает.
45. Выводок / The Brood (1979)
Дэвид Кроненберг всегда тяготел к «биологическим» экспериментам, но его «Выводок» по степени своего отвращения и ужаса заметно возвышается над рядом других работ маэстро. Оливер Рид и Саманта Эггар в этой истории явно переступают порог безумия – пытаясь понять, кто нанес раны его ребенку, Франк Карвет сталкивается с некими искусственными существами. Однако, это только начало – ягодки начнутся, когда станет известно, кто, как и зачем плодит монстров…
44. Вопль / Gokseong (2016)
Как говорится, «ничего не понятно, но очень интересно» – «Вопль» На Хон-джина с Кваком То-воном и Хваном Джон-мином даже со второго просмотра открывает лишь часть своей головоломки. Итак, полицейский Чон-гу сначала с усмешкой взирает на череду непонятных явлений в лесной деревне Коксон (то кто-то спонтанную агрессию проявит, то еще чего непотребное сделает) – но, когда волна зла достигает его дочери, «включается» по полной. Тут же возникают несколько совершенно разных линий, которые могли стать триггерами к данным событиям – однако, к финалу станет ясно, что все было не так просто. Градус сложности здесь повышается вместе с градусом страха – на ряде моментов сложно не вжаться в кресло.
43. Видеодром / Videodrome (1982)
Знаковое полотно от Дэвида Кроненберга – Джеймс Вудс исследует причину, которая заставляет людей творить зло. Главный герой находит ведущуюся из ниоткуда странную телепередачу, содержащую концентрированное насилие, и понимает, что этот просмотр уничтожает как разум, так и тело человека. Будет гипнотически страшно и дико любопытно.
42. Ведьма / The VVitch: A New-England Folktale (2015)
Стилизация у Роберта Эггерса удалась на все сто процентов, а Аня Тейлор-Джой настолько же точно попала в свою роль. Мрачная безысходность 1630 года в Новой Англии (многодетная семья пытается выжить), ни капли солнечного света, череда драматичных событий на фоне чащобы леса – все это складывается в настоящий паровой каток, приводящий к обескураживающему финалу.
41. Хэллоуин / Halloween (1978)
Еще один шедевр на все времена от Джона Карпентера – монотонная музыка может свести ума, образ маньяка Майкла Майерса навевает совсем уже потусторонние мысли, а на сценах убийств стынет кровь. Дональд Плезенс и Джейми Ли Кертис точно попали в свое образы, а саспенс это аскетичное полотно качает литрами.
40. Порок / Frailty (2001)
Билл Пэкстон в этой картине занял и кресло режиссера, и сыграл главную роль, а помогал ему Мэттью МакКонахи. Итак, агент ФБР Уэсли Дойл разыскивает техасского маньяка по кличке «Рука Божья» – и вскоре сталкивается с неким Фентоном Мейксом, якобы знающем убийцу. По словам Фентона творит ужасы его брат, Адам, а натолкнул его на этот путь их отец, утверждавший, что получил приказ от ангела. Эмоциональный накал в картине доведен до предела – тем более шокирующей выглядит развязка.
39. Ведьма из Блэр: Курсовая с того света / The Blair Witch Project (1999)
Как ни крути, в жанр псевдо-документалки именно Дэниэл Мирик и Эдуардо Санчес внесли новую струю – снятая за три копейки стилизация о якобы найденном студенческом материале о съемках на Черных холмах (в этих краях существовала местная легенда о ведьме, убивающей всех, кто нарушал территорию ее владений) сейчас уже не выглядит столь пугающей – но для 1999 года это был настоящий шок.
38. Зомби 2 / Zombi 2 (1979)
Можно по-разному относиться к творчеству Лучио Фульчи – упрекать его в излишнем натурализме или недостатке профессионализма, но данные моменты относятся к любым картинам режиссера, кроме «Зомби 2». Яркий, «мясной» хоррор с Тисой Фэрроу и Иэном МакКаллоком забирается в самую подкорку сознания – идеально выстроенный ритм, монотонная музыка и масштаб событий поражают. Итак, после прибытия в Нью-Йорк неуправляемой пустой яхты, в место её отправки на тропический остров собираются дочь владельца, Анна, и репортер Питер… Что будет дальше ясно из названия произведения.
37. Кровавая жатва / Haute tension (2003)
Александра Ажа снял абсолютно безбашенный слешер, а Сесиль Де Франс в произведении продемонстрировала одну из наиболее убедительных трансформаций персонажа. Две подруги, дом на отшибе и киллер – страх и тьма повсюду. Атмосфера в «Жатве» выстроена эталонно, а брутальный экшн хоть и отсылает к классике жанра, но снят настолько свежо и ярко, что критиковать фильм рука не поднимается.
36. Восставший из ада / Hellraiser (1987)
В 1987 году многие назвали произведение Клайва Баркера очередным В-ужастиком, но, спустя годы, когда картина приобрела культовый статус, стало ясно, какой бриллиант удался автору. Купленная на базаре старинная шкатулка хранит в себе нечто – её демоны якобы могут доставить владельцу наслаждение, но так ли это? Эндрю Робинсон и Клэр Хиггинс в той безумной саге выглядят исключительно впечатляюще, ну а про эффекты и страх говорить даже не хочется – лучше один раз увидеть.
35. Пила: Игра на выживание / Saw (2004)
Оригинальный подход Джеймса Вана к съемкам позволил в простеньком антураже снять один из наиболее важных ужастиков XXI века. Два незнакомца очнулись в подвале, рядом с ними труп и часы – есть семь часов на то, чтобы решить, убить ли «соседа» или спасти свою семью. Невидимый кукловод управляет действием – тотальный ужас от ситуации липкими пальцами проникает за шиворот, а развязка не оставляет и камня на камне от тех вариантов, что приходят на ум «во время пьесы». Браво.
34. Кинопроба / Odishon (1999)
Сегодня присутствие Такаси Миике в титрах – скорее антиреклама для картины, но в 1999 году режиссера буквально обласкали и критики, и публика. Ре Исибаси и Эии Сиина разыграли извращенный эпик идеально -– главный герой, потерявший супругу семь лет назад, полон решимости снова найти подругу жизни, но, увы, «смотрины» приведут к непредсказуемым последствиям.
33. Солнцестояние / Midsommar (2019)
Полноценная магия от Ари Астера. Вылазка аспирантов-антропологов в отрезанную от внешнего мира шведскую деревню выглядит вполне безобидно – льняные одежды, экологичная еда, тишина, мир и порядок. Увы, уже через полчаса после начала картина сделает такой твист, что особо нервные прервут просмотр. А если вы его переживете – «Солнцестояние» нарисует вам настоящий апокалипсис и до глубины души поразит финалом.
32. Эксперимент Куотермасса / The Quatermass Xperiment (1955)
Одна из первых (и лучших) картин на тему столкновения со злой инопланетной жизнью. Спецэффекты в произведении Вэла Геста (лента поставлена по одноименному мини-сериалу) и сегодня смотрятся «на ура», а характерам персонажей в исполнении Брайана Донлеви и Джека Уорнера позавидуют многие актеры. Приземление ракеты, сконструированной профессором Бернардом Куотермассом, прошло не по плану – два члена экипажа погибли, а третий оказался мутантом, абсорбирующим плоть людей для своего дальнейшего развития. И, надо сказать, что более жутких сцен насилия в кино надо еще поискать.
31. Ад каннибалов / Cannibal Holocaust (1979)
Основоположник псевдо-документалистики ужасов, Руджеро Деодато, нахлебался от своего «Ада каннибалов» по полной – многочисленные суды, протесты и запреты картины (аж в пятидесяти странах!) растянулись на много лет. Сначала – сенсация, после – тонна «тухлых овощей». Не беремся судить, стоило ли все снимать настолько натурально – но то, что шокирующая лента, тем не менее, нарядно показала к чему приводит столкновении цивилизации и природы, несомненно.
30. Деревня проклятых / Village of the Damned (1960)
Холодный липкий ужас от Вульфа Рилла – на несколько часов все население английской деревни «замирает», через некоторое время все жительницы деревни оказываются беременны, а затем, на свет появляется целая толпа белокурых детей, ничуть не похожих на своих родителей. Ненормальность ситуации в «Деревне проклятых» доведена до предела – пограничный сценарий, балансирующий на грани дозволенного, заставит разнервничаться даже самых крепкий парней.
29. Одержимая / Possession (1981)
Чем силен Анджей Жулавски – так это своим уникальным стилем, способным погружать зрителя в самое сердце событий. Так и в «Одержимой», мы проникаем в пучины кровавого безумия вместе с героями Изабель Аджани и Сэма Нила – символистика гедонизма здесь доведена до предела, а декомпозиция «любви» в режиссуре Жулавски заставляет волосы встать дыбом. Настолько мрачной картины об отношениях мужчины и женщины миру еще представлено не было.
28. Князь тьмы / Prince of Darkness (1987)
Джон Карпентер в режиссерском кресле, Дональд Плезенс, Джеймисон Паркер и Виктор Вонг – в главных ролях. В старинной церкви ученые находят странный сосуд – судя по анализу, его возраст составляет семь миллионов лет, а открывается он только изнутри. Рентгенография позволит выявить внутри жидкий алмаз, который, конечно же, оказывается не алмазом… Тотальное превращение служителей науки в марионеток подано на высшем уровне – уж что-что, а страх Карпетнер умеет «готовить и подавать».
27. Прикосновение (1992)
Альберт С. Мкртчян снял картину, которая и спустя 29 лет способна крепко напугать – действие здесь концентрируется не столько на крови, сколько на создании мрачной тревожной атмосферы; зритель становится свидетелем встречи героев с проявлением Зла, обладающего мощной силой. В главных ролях – Александр Зуев, Марьяна Полтева и Всеволод Абдулов, так что, мимо проходить точно не стоит.
26. Мизери / Misery (1990)
Обласканная критиками и насобиравшая вагон призов картина Роба Райнера – целиком и полностью построенная на выдающейся актерской игре Джеймса Каана и Кэти Бейтс. Писатель Пол Шелдон попал в аварию где-то в горах, а спасает героя от смерти Энни Вилкс, фанатка его литературного творчества. Далее «забота» начнет переходить все пределы – и очень быстро действие скатится по спирали безумия в самые пучины ада.
25. Реаниматор / Re-Animator (1985)
Обязательно оцените ленту в полной режиссерской (нецензурированной) версии – атмосфера из рассказа Лавкрафта возведена в Абсолют, а число сценарных находок поразительно. Стюарт Гордон снял «Реаниматора» всего за восемнадцать дней, однако история Герберта Веста и сегодня смотрится на «ура» – равно, как и пугает до чертиков.
24. Ребенок Розмари / Rosemary’s Baby (1968)
Роман Полански умеет строить саспенс – и авторская вершина, конечно, «Ребенок Розмари» с Миа Фэрроу и Джоном Кассаветисом. Атмосфера бьет все рекорды по густоте, накачка адреналина сравнима с произведениями Джеймса Кэмерона – при том, что действие-то сконцентрировано в «четырех стенах». Шикарное полотно, ставшее для режиссера трамплином в золотой пантеон кинематографа.
23. А теперь не смотри / Don’t Look Now (1973)
Эстетское кино Николаса Роуга с Джули Кристи и Дональдом Сазерлендом в главных ролях – путешествие супругов Лауры и Джоны Бэкстеров по Венеции в финале обернется одной из самых страшных развязок во всей истории кино. М. Найт Шьямалан явно смотрел эту картину много раз, а зрителям перед просмотром лучше всего быть готовыми ко всему.
22. Суспирия / Suspiria (1977)
Знаковая «Суспирия» Дарио Ардженто, сформировала стиль и почерк режиссера – а также показала миру, что такое ужас. Джессика Харпер и Стефания Казини блистают в истории об американке Сюзи, которая поступает в немецкую балетную школу-пансион… Здесь почему-то на ночь дают снотворное, потом оказывается, что девушек кто-то убивает, параноидальная атмосфера сгущается с каждой минутой и взрывается в оглушительном финале.
21. Проклятие / Ju-on (2000)
На простом как рельса сюжете (школьный учитель, обеспокоенный тем, что один из его учеников не ходит на занятия, начинает «расследование») Такаси Симидзу выстроил полноценный эпик о природе страха. Традиционных приемов хоррора в картине нет, она берет совсем другим – апеллирует к подсознательному, первобытному. И от того, становится все более мрачной и гипнотической.
20. Зловещие мертвецы / The Evil Dead (1981)
Сэм Рэйми и его бесподобный стиль – и, конечно же, Брюс Кэмпбелл в главной роли. В этих «Зловещих мертвецах» есть и немного юмора – зато всё остальное пространство занято чистым, кристаллизованным ужасом. Несколько товарищей едут на выходные в загородный дом, находящийся в непролазной глуши, там они находят артефакты, оставленные неким археологом, ну и вызывают на свет силы зла. Будет очень много крови.
19. Фантазм / Phantasm (1978)
Магия Дона Коскарелли – ни на что не похожий «Фантазм» даже сегодня является примером того, как надо снимать фильмы ужасов. Без больших бюджетов и компьютерных эффектов картина доводит зрителя до умопомрачения: именно так выглядит на экране «расследование» паренька, который сталкивается гигантом-гробовщиком, выкапывающем свежие трупы, зомби-карликами и, конечно же, летающими шарами-убийцами.
18. Впусти меня / Låt den rätte komma in (2008)
Пронзительная история Томаса Альфредсона – с Коре Хедебрантом и Линой Леандерссон в главных ролях. Изгой в школе, двенадцатилетний Оскар, находит родственную душу в лице новой соседки, Эли. К сожалению, девочка оказывается не человеком, а вампиром – так что, развитие событий пойдет совсем не так, как на то рассчитываешь. А концентрация ужаса достигнет своего апогея к финалу.
17. Кэрри / Carrie (1976)
Действительно великая картина Брайана Де Пальмы – «Кэрри» с Сисси Спейсек в главной роли. Тихоню третируют в школе, а между тем, девочка открывает у себя паранормальные способности. Градус напряжения постоянно растет – а финал вызывает мурашки по коже. Мастерская работа.
16. Кошмар на улице Вязов / A Nightmare on Elm Street (1984)
Самый популярный фильм Уэса Крейвена, представивший на суд публики знаменитого теперь Фредди Крюгера, убийцу, который приходит к своим жертвам во время сна. В то время, как полиция не в силах остановить безумие, подростки сами решаются противостоять монстру. К развязке картина превратится в какой-то парад страхов, пронзительный и «гиперреалистичный» в своем описании фантазий.
15. Рассвет мертвецов / Dawn of the Dead (1978)
Сиквел, который явно лучше, чем оригинал. В «Рассвете мертвецов» Джордж А. Ромеро «усилил и углубил» все свои наработки на тему ходячих мертвецов и подарил миру одну из наиболее сильных картин в этом жанре. Безостановочный кошмар – сбежавшие от зомби четверо героев скрываются в торговом центре, вот только беда в том, что здание населено совсем не людьми…
14. Изгоняющий дьявола / The Exorcist (1973)
Один из наиболее известных фильмов ужасов за всю историю кино. В 1973 году рядом с кинотеатрами, в которых показывали творение Уильяма Фридкина, нередко дежурили кареты скорой помощи – столь сильное впечатление производили терзания дочери известной актрисы, в которую, судя по всему, вселился демон. Литературное произведение, бережно перенесенное на экран, подано с типичным для Фридкина отстраненным ритмом – тем более чудовищным выглядит то, что происходит на экране. И, конечно же, нельзя не отметить игру Эллен Берстин и Макса фон Сюдова.
13. Вампир: Сон Алена Грея / Vampyr (1932)
Перфекционистское кино Карла Теодора Дрейера – каждый кадр вылизан до блеска, Джулиан Уэст и Морис Шюц постепенно переходят грани сна и яви (путешественник, остановившийся в замке, видит человека, тень которого живет сама по себе, а потом, и вовсе, начинает наблюдать будущее), а железная рука мастера погружает зрителя в сюрреализм, из которого нет выхода.
12. Полтергейст / Poltergeist (1982)
Самая известная лента Тоуба Хупера – многие скажут, что по нынешним временам она ужа стала «попсовой», но это исключительно из-за миллиона цитат, на которые ее растащили. В детской спальне поселился полтергейст – он издевается над маленькой девочкой, а чем дальше в лес и попыток понять, что к чему – тем больше дров. Технически «Полтергейст» безупречен, мозаика развития событий к концу складывается в масштабную бурю.
11. Чужой / Alien (1979)
Вряд ли можно вспомнить лучший образ страшного пришельца», чем тот, что нарисовал Ханс Руди Гигер в картине Ридли Скотта «Чужой». Но в произведении сильны и все остальные части – начиная от безумного инопланетного корабля и заканчивая потусторонним ощущением ужаса в мрачных коридорах транспортника «Ностромо». Сигурни Уивер просто проживает этот экзерсис, а философские аллюзии картины стократно усиливают эффект.
10. Я видел дьявола / Akmareul boattda (2010)
С каждым новым кадром «Я видел дьявола» Ким Джи-ун не перестает удивлять зрителя – спецагент тут ловит маньяка и сразу же отпускает (в главных ролях задействованы Ли Бен-хон и Чхве Мин-сик), концентрация психопатов на минуту экранного действия растет в геометрической прогрессии, а план мести приобретает какой-то вселенский масштаб. Дикое, страшное и гротескное кино – настоящее испытание для ваших нервов.
9. Челюсти / Jaws (1975)
Словно под камертон расписанное действие – Стивен Спилберг, вроде бы, и не показывает ничего такого ужасного, но саспенс лента качает литрами, а к финалу действие приобретает какой-то космический накал. Рой Шайдер, Роберт Шоу и Ричард Дрейфусс сыграли в «Челюстях» идеально, а повесть об охоте на акулу-людоеда на острове Эмити тянет как на аттракцион, так и на полотно о противостоянии неизведанному.
8. Последний дом слева / The Last House on the Left (1972)
Лучшая картина Уэса Крэйвена – вне всяческих сомнений. Первобытный страх в ней словно пронзает насквозь, а хронология ада (над двумя фанатками рока поиздевалась банда беглых преступников) расписана, словно по нотам. Обескураживающий натурализм в «Последнем доме слева» вызвал массу споров, однако то, что никто еще не закрутил столь мощную пружину действия, несомненно.
7. Холодная рыба / Tsumetai nettaigyo (2010)
Путешествие без тормозов от Сиона Соно – владельцы магазинов аквариумных рыбок (Мицуру Фукикоси и Дэндэн) разворачивают войну не на жизнь, а на смерть. Психологическое давление быстро переходит в физическое, саспенс забирается на космические высоты, а слешерский финал заставляет волосы на загривке встать дыбом.
6. Техасская резня бензопилой / The Texas Chain Saw Massacre (1974)
Снятый одним махом грязный и неряшливый шедевр Тоуба Хупера. Мало того, что «Резня» оказала гигантское влияние на жанр слешера в кино и нашла свои отголоски в сотнях видеоигр – рассказ про столкновение хиппи с реднеками-каннибалами оказался насколько пронзительным и гиперреалистичным, что наложил свой отпечаток на всю современную культуру.
5. Звонок / Ringu (1998)
Хидэо Наката в оригинальном японском «Звонке», похоже, таки проник в иной мир – и вытащил на наш свет концентрированное, чистое безумие. Нанако Мацусима, Мики Накатани и Юко Такэути пытаются понять, откуда взялось суеверие о проклятой видеокассете (у посмотревшего сначала раздается странный звонок, а через семь дней человек умирает) – и, надо сказать, что по части густоты атмосферы и концентрации страха на каждую секунду действия лента так и осталась непревзойденной.
4. Психо / Psycho (1960)
Бессмертная классика Альфреда Хичкока – в 1960 году на показах от криков в зале закладывало уши. С позиции 2021 года полотно с Энтони Перкинсом и Верой Майлз, конечно, уже не вызывает мурашек по коже – но то, что именно «Психо» заложил краеугольный камень для большинства современных триллеров и ужастиков, несомненно. Отшлифованная до блеска постановка, в которой все ружья стреляют ровно тогда, когда это необходимо – пример для всех учебников по кино.
3. Нечто / The Thing (1982)
Главная картина в карьере Джона Карпентера – Курт Рассел и Кит Дэвид сражаются с монстром-пришельцем на антарктической станции. Чудовище может маскировать под любого члена команды, а его метаморфозы (на которые потратили львиную долю солидного производственного бюджета ленты) внушают «шок и трепет». Физический страх наслаивается на потустороннее ощущение одиночества и недоверия – эта «луковица» даже спустя 39 лет после релиза пробирает до самых печенок.
2. Голова-ластик / Eraserhead (1977)
Психоанализ Дэвида Линча – первое полотно маэстро оказалось настолько же гротескным, насколько и жутким. Во время просмотра липкие пальцы страха сжимаются все сильнее – лишь для того, что привести к обескураживающей развязке, на которой могут вздрогнуть даже самые суровые мужики. Джек Нэнс и Шарлотта Стюарт в этом сновидении выглядят абсолютно реально, а рассказ об их ребенке-мутанте кажется идеальным примером воплощения подсознательной жути на экране.
1. Сияние / The Shining (1980)
Вершина пирамиды. В «Сиянии» соединился и режиссерский гений Стэнли Кубрика (каждый кадр прецизионно выстроен, изобилует подтекстами и загадками), и шикарный сценарий, и великолепная игра Джека Николсона, воплотившего на экране настоящее зло. В итоге, история Джека Торренса, писателя, решившего подработать смотрителем отеля в мертвый сезон, к финалу выплескивает на зрителя тонны настоящего ужаса. Удивительно мощное, эстетское и ни на что не похожее приключение.
Борис Миленский
16 марта 2021 года
Источник: