Интервью с поклонником аналога Катушечный магнитофон – как купить, выбрать и на что обратить внимание
Интервью с поклонником аналога
Катушечные магнитофоны вызывают все больший интерес – ультимативное качество звучания, роскошный внешний вид, настоящая магия воспроизведения. Hi-Fi.ru продолжает развивать тему и предлагает вам интервью с завсегдатаем нашего Форума, Юрием (Mr. Yu), человеком, который давно использует катушечные магнитофоны как основной источник в звуковом тракте.
— Юрий, почему именно катушечные магнитофоны? Чем на ваш взгляд они лучше виниловых проигрывателей?
— Формат R2R довольно обширный. Если мы говорим о ленте шириной 1/4″ (6.35мм), то уровень эквивалентного качества фонограммы, субъективно сравнимый с качеством долгоиграющей виниловой пластинки 33 1/3, будет формат не ниже 7,5″/сек (19.05 см/с) и 4-трековой записи (две стороны в стерео-формате). Это что ни на есть самый распространенный бытовой формат Hi-Fi R2R. У меня в коллекции есть заводские ленты формата 19/4 от известных лейблов, таких, как London (Decca) и Deutsche Grammophon и аналогичные виниловые пластинки тех же произведений и тех же лейблов. Так что, сравнить могу. Конечно, есть небольшие нюансы и отличия, но общий уровень качества в этом случае, по-моему мнению, одинаков. А если говорить о про форматы 19/2 и 38/2 (особенно последний), то винил остается далеко позади! Опять же, для примера, в коллекции есть записи 38/2 и 19/2 в основном приобретенные на японском аукционе Yahoo.
— Как вы пришли к ленте?
— Я к ней вернулся. Первый мой R2R магнитофон мне подарил отец – отдал свой (дело было в 1979 году, я тогда учился в третьем классе).Это был магнитофон-приставка (теперь это называют декой) «Нота М». Он был ламповым, монофоническим, у него была одна скорость 9.53 см/с и максимальный размер бобин – 15 см. Слушал я его, подключив к радиоле «Сириус» (это был такой СВ/ДВ-приемник с проигрывателем пластинок), а записи были те, что мне отдал отец – Queen, Led Zeppelin и Deep Purple. Ну и те, что я записал сам с пластинок, взятых у родственников и друзей с этого же «Сириуса». Эти катушки до сих пор сохранились, но слушать их сейчас абсолютно невозможно по причине осыпавшейся ленты, да и качество десятой копии Queen в моно может «пробить» только на ностальгию. Храню как память.
Потом у меня был «Маяк 202», который мне отдал двоюродный брат, перешедший на кассеты. Я очень был рад, так как это был еще моно, но уже четырехдорожечный магнитофон с усилителем и динамиками, а на 15 см катушку на 9 скорости помещалось аж 4 альбома в моно: экономия по деньгам с кассетами была просто колоссальна. Но был минус – магнитофон не имел батарейного питания, его нельзя было взять в скверик, послушать с друзьями, да и тяжеловат он был.
Позже, в старших классах, я перешел на кассеты и сидел на них где-то до конца девяностых годов прошлого века, потом полностью перешел на компакт-диски. А к ленте я вернулся уже в «нулевых» (до этого, вернувшись к винилу).
Обращал внимание и на компакт-кассеты, но довольно скоро перешел опять на катушки. Все-таки, кассетный формат довольно сложный и ограниченный, что бы не говорили. Большинство R2R имеет более простой тракт записи-воспроизведения, что также положительно сказывается на звуке, лишь в немногих R2R, в отличие от кассетников, есть системы шумопонижения, которые даже в выключенном состоянии влияют на качество звучания. Большинство катушечных магнитофонов имеют дискретный звуковой тракт, а в кассетниках широко применяются интегральные схемы, которые тоже влияют на результат не лучшим образом. Однако, кассетный формат до сих пор интересует меня с точки зрения коллекционирования. Я собираю некоторые деки и восстанавливаю их.
— Какие аппараты прошли через ваши руки? Какие понравились – какие нет?
— Не так много, как хотелось бы. Я не занимаюсь профессионально ремонтом или продажей магнитофонов, но сейчас у меня дома есть пять аппаратов. Есть один коллекционный (модель вторая по счету, первую подарил другу). Это R2R Nakamichi. Да, Nakamichi до своих знаменитых кассетных дек производила R2R и даже выполняла заказы OEM для такой известной в коллекционерских и аудиофильских кругах американской компании KLH. Модель называлась KLH model 41. Это, кстати, первый в мире R2R с системой шумопонижения Dolby. У меня же есть R2R Nakamichi Fidela Gemsonic 807. ЛПМ c KLH там одинаковый, а вот электроника другая (KLH сделали свою), Fidela имеет встроенный ММ-корректор винила для упрощения записи с пластинок. Еще три магнитофона у меня от TEAC. Это модели X10M немного мной доработанный, X-3 и A-4000 (это такой плеер с реверсом и усилителем воспроизведения на германиевых транзисторах). И, конечно, у меня есть Akai. Akai – мечта детства, знаменитый 4000D, «дубовый», как автомат Калашникова, и красивый даже по современным меркам.
Что касается звучания, то тут скорее нужно сказать не об особенностях аппаратов, а об особенностях формата, 38/2 отличается от 19/4 и на мой взгляд тем, что аудиофилы называют разрешением, то есть, некоторые второстепенные инструменты, тихие звуки отчетливо слышны и различимы абсолютно без напряжения слуха и внимания. Музыкальный материал воспринимается абсолютно комфортно и без напряжения. Ну и шума слышно гораздо меньше.
— Расскажите о вашей системе – на чем слушаете музыку?
— Сейчас использую TEAC X10M, это двухдорожечный аппарат формата 38/19, два тонвала, закрытый тракт. Он был доработан, в него была установлена отдельная воспроизводящая четырехтрековая головка и отдельный усилитель воспроизведения для нее. Таким образом, на этом магнитофоне сейчас могу слушать как свои старые четырехтрековые, так и новые двухтрековые записи со скоростью 19.05 и 38.1 см/с. Остальные компоненты системы довольно часто менялись. Сейчас работает акустика Klipsch Heresy и Sansui SP-10 (это такие широкополосники на альнико-динамиках Coral). Усилитель для Klipsch – Naim Nait 3, для Sansui самодельный по схеме Нельсона Пасса – Amp Camp Amp (ACA), транзисторный однотактный. Винил слушаю на проигрывателе Micro Seiki BL-71 с головкой звукоснимателя Ortofon MC-20. Фонокорректор – родной «никитинский» MC – CREEK OBH9.
— Юрий, какую музыку вы любите?
— В основном классическую периода романтизма и восьмидесятых годов ХХ века – New Wave и «новодел» в этом жанре. Сейчас опять New Wave стал трендом. Джаз слушаю совсем немного и отдельных категорий. К рок-музыке и металлу равнодушен.
— Какие сложности с записанными лентами сегодня? Где вы их покупаете и сколько их в вашей коллекции?
— Записанные «заводские» ленты (это б/у ленты, новые есть только формата 38/2 и они очень дорогие) покупаю на Yahoo, сложностей нет, были бы деньги. Там довольно большой выбор классики, джаза и поп-музыки семидесятых годов ХХ века. Покупаю еще обычные б/у ленты – как «чистые», размагничиваю потом специальным дросселем, если на них нет ничего интересного (а иногда попадается!). Всего лент порядка пятидесяти штук – в основном 7″ катушки, 10,5″ совсем чуть-чуть, так как магнитофон для них приобрел не так давно. Из лент в коллекции где-то треть заводских «предзаписанных». CD и винила в коллекции у меня больше. Ленту б/у лучше брать Maxell, она не осыпается и не мажется.
— Какие катушечники сейчас у вас дома?
— TEAC X10M, TEAC X3, TEAC A-4000 (в процессе восстановления), AKAI 4000D, Fidela Gemsonic 807.
— Как вы относитесь к цифровой музыке – скажем, к стримингу файлов?
— Примерно 4 ТБ лежит на файловом сервере, это в основном рипы моих компакт-дисков. CD-плеером давно не пользуюсь, с файлами удобнее. Также пока не пользуюсь и сервисами типа Tidal и Spotify. Для проигрывания файлов используется самосборный стример на Линуксе и ЦАП W4S.
— Насколько сложны катушечники в обслуживании? Бытует миф, что «будешь мастера постоянно вызывать».
— Катушечники гораздо проще в обслуживании и надежнее кассетников. Также для ремонта и настройки катушечников не нужны весьма специфичные и теперь уже очень редкие и дорогие приспособления, такие, как, например, динамометрические кассеты или шаблон для установки головок М-300. Лишь топовые профессиональные катушечники потребуют специальных инструментов типа тентелометра (прибора для измерения натяжения ленты) и то не все. У катушечников больше допуски из-за больших размеров, а для настройки достаточно «общих» измерительных приборов и цифрового безмена из «Ашана». Правда, калибровочные ленты все равно необходимы, но они более доступны и дешевы, чем калибровочные кассеты. Один раз хорошо настроенный бобинник прослужит много лет. И хорошо, чтобы мастер откалибровал магнитофон под тот тип ленты, на которую в будущем планируете писать.
— Расскажите, где сейчас лучше покупать бобинник? И на что обращать внимание?
— Сложный вопрос. Думаю, следует искать не «где покупать», а «где найти хорошего мастера». В крайнем случае «у кого покупать». К сожалению, на отечественном рынке большинство аппаратов, продающихся как «обслуженные», на самом деле «условно рабочие». Тем, кто занимается перепродажей, не выгодно вкладываться в серьезный сервис – лишь бы работало. Если же говорить о покупке за границей, то сейчас выгоднее всего приобретать бобинники в Японии: из-за новых таможенных пошлин. Комиссия посредников, занимающихся покупкой и доставкой с японского Yahoo, ниже, чем таможенные пошлины и доставка при покупке довольно дорогостоящего аппарата с eBay. Если есть мастер или вы в состоянии обслужить аппарат самостоятельно, то, в первую очередь, обратите внимание на косметическое состояние и износ (видимый) головок и направляющих ленты. Аппарат с заметным сильным износом лучше не брать, скорее всего, он работал долго и тяжело.
— Если человек сейчас хочет купить бобинник до 100 000 рублей, что ему выбрать?
— Если выбирать «высокую моду», двухдорожечные аппараты формата 19/38 см/с, то до 50 000 рублей это TEAC A-6100 (в нем есть четвертая головка для проигрывания 19/4), Revox A-77 (двухтрековый вариант), даже тот же TEAC X10M (TASCAM 32-2) – тоже можно уложиться. До 100 000 руб. – OTARI MX5050 и OTARI MX55, у первого есть модификация с четырьмя головками для проигрывания формата 19/4. Чем хороши TEAC и OTARI – новые головки (к Отари подходят головки от ТЕАС) доступны и не сильно дороги. Запчастей на ТЕАС б/у и новых тоже много. Частично некоторые запчасти от ТЕАС подходят на Отари, например, подкатушечники (reeltable) – их даже зачастую меняют, так как от ТЕАС более удобны в эксплуатации.
— …а до 300 000 руб. и дороже?
— DENON DH-710 наверное будет больше 100 000 рублей стоить сейчас, посоветую его. К сожалению, я мало знаком с аппаратами Technics и Pioneer, возможно есть достойный среди них в данной ценовой категории, например Technics 1700U. «Культовый» Revox A700 – тоже вариант. Далее – только Studer’ы. Но, я бы выше A810 не прыгал. Хотя, кому как.
— Что думаете о новодельных бобинниках?
— Пока по ним очень мало информации. Понравился плеер Thorens с прошлой мюнхенской выставки, особенно плоским горизонтальным форм-фактором.
— Возможен ли катушечный ренессанс или это миф?
— Ренессанс в связи с всеобщим увлечением «ретро» сейчас вполне возможен, но при условии, что и аппаратура, и контент будут более менее доступны – примерно так, как сейчас обстоят дела с винилом. Появятся катушечные магнитофоны ценой в районе $1000, а предзаписанные бобины по $30-50 – будет и ренессанс. Сейчас пока цены на новые «студийные» бобины 38/2 начинаются от $150. Увы. Зато заработало уже много студий – это хороший звоночек. С магнитофонами пока ничего не ясно. Вполне возможно, все это останется узкой элитарной High End ветвью, и никакого ренессанса, как с винилом, не случится. На мой взгляд, пошел бы формат 19/2 на 550м (7″) бобинах и аппараты дизайна lifestyle а-ля Braun TG60 Дитера Рамса. Кстати, лет пять назад китайцы пытались сделать «клон» ТЕАС Х3, только с чуть осовремененным дизайном, но что-то он у них не пошел. И цена там предварительно была не такая «хайэндная».
— Что говорят ваши родственники и друзья о звучании ленты?
— Первый раз, когда они услышали мой бобинник, были в шоке. Но тут надо понимать, что у них сложился еще «советский» стереотип, где винил «шипит», а лента «плывет». Просто в те времена качественные пластинки и исправные и, тем более, импортные магнитофоны с не запиленными головками были редкостью, да и сам контент тогда был отвратительного качества.
— Какой аппарат мечты для вас и почему?
— Хочу Lyrec Frida. Из-за плоского горизонтального форм фактора и компактного дизайна, из-за довольно передовой конструкции. Прямоприводной, многополюсные моторы, микропроцессорное управление, формат – 38 скорость, две дороги – то, что нужно.
Юрий, спасибо вам большое!
Беседовал Стас Устенко
3 августа 2020 года
Источник: