Как оно было на самом деле…
Погружение в Средние века для зрителей давно превратилось в аттракцион – рыцари, странствующие монахи, даже инквизиторы в современном кино стали своеобразными персонажами мифов, легенд, комиксов. Но любители истории при желании могут найти картины, чья историческая достоверность не подвергается критике. Лучшие мы собрали в топ.
10. Возвращение Мартина Герра / Le retour de Martin Guerre (1982)
Так называемое дело Мартина Герра – один из самых удивительных судебных процессов, который проходил в средневековой Франции. В его основе лежит мошенничество с выдачей одного человека за личность другого. По мотивам этого “подлога” режиссер Даниель Винь снял фильм “Возвращение Мартина Герра” с Жераром Депардье в главной роли. Картина была раскритикована за то, что показывает супругу Герра слишком независимой для своего времени, но в отношении суда и крестьянского быта ленту можно считать образцово историчной.
9. Человек на все времена / A Man for All Seasons (1966)
Британская историческая драма “Человек на все времена” осыпана наградами от “Оскаров” до приза Московского кинофестиваля, однако мы понимаем, что кинокритики и коллеги режиссера Фреда Циннемана по цеху отмечали, в первую очередь, художественные достоинства ленты. Но столь же высокие оценки фильм получил и от историков, как церковных, так и светских. Лента посвящена конфликту философа Томаса Мора с королем Генрихом VIII, приведшему Мора на эшафот. Точность здесь была важна не только в костюмах, но и в юридических формулировках.
8. Послание / The Message (1976)
Судьба эпической картины “Послание” интересна сама по себе. Фильм рассказывает о ранних годах ислама и о первых шагах пророка Мухаммеда. Поскольку демонстрировать изображение пророка религия запрещает, главного героя в фильме вы не увидите. Более того, из-за конфликтов внутри съемочной группы существует две версии картины – на арабском и английском языках, которые отличаются не только сценами, но и некоторыми актерами. Однако с точки зрения демонстрации жизни первых мусульман лента весьма точна и достоверна.
7. Эль Сид / El Cid (1961)
Испанский национальный герой Эль Сид Кампеадор, в XI веке защитивший южную Европу от нашествия африканских варваров, является одним из самых ярких и нетривиальных полководцев мировой истории. И фильм 1961 года, ему посвященный, тоже отличают новизна, масштаб, драматизм и оригинальный экшн – “Эль Сид” критики своего времени хвалили за декорации и костюмы, за историческую точность и глубину характеров. Не изменилось отношение к фильму и в наше время – лента стабильно входит в топы самых значимых исторических полотен.
6. Последняя дуэль / The Last Duel (2021)
Из “завирусившегося” диалога Ридли Скотта и Антона Долина все мы узнали, что режиссер каждую свою картину считает максимально исторически достоверной. И его мнение не безосновательно, историки действительно отмечают за отдельные детали и “Царство небесное”, и “Робина Гуда”. Но “Последняя дуэль” в ряду лент Скотта точно стоит особняком – в кинематографе XXI века никто не погружался в подробности столь глубоко и с такой настойчивостью. В результате мы получили один из лучших рыцарских фильмов в истории.
5. Имя Розы / Der Name der Rose (1986)
Считанные единицы специалистов по всему миру могли посоперничать уровнем своей компетенции в делах Средневековья с писателем, философом и ученым Умберто Эко. Его эпичные литературные произведения представляют собой подлинные учебники истории, а потому и экранизации им требовались столь же глубокие. По оценкам историков, “Имя Розы” режиссера Жана-Жака Анно – именно такой фильм, одновременно исторически точный и художественно ценный. Такого исследования института инквизиции нет и не было.
4. Лев зимой / The Lion In Winter (1968)
Вопросы престолонаследия – основа самых сложных, самых драматичных и самых кровопролитных событий в истории Европы не только в Средние века, но и много позже. Властитель преклонных лет неизменно превращает свое государство в уязвимый для нападений изнутри и извне механизм – и английский король Генрих II является образчиком такого кризиса. Британская драма “Лев зимой” рассказывает о попытках монарха удержать власть в условиях раздрая в семье и вечных войн с французами. Исторически кино очень точное и достоверное.
3. Страсти Жанны д’Арк / La passion de Jeanne d’Arc (1928)
Возможно, это многим покажется странным, но в тройку самых реалистичных картин о Средневековье мы решили поставить ленту 1928 года. Да, на заре кинематографа не было возможности строить достоверные декорации в павильонах, тщательно подбирать материалы для костюмов или дорисовывать нужные детали на компьютере, но “Страстям Жанны д’Арк” это не навредило. Лента Карла Теодора Дрейера входит в число шедевров мирового кино не за точность в мелочах, а за следование судебным канонам той страшной эпохи, сжигавшей героев на кострах.
2. Седьмая печать / Det Sjunde Inseglet (1957)
Притчу Ингмара Бергмана “Седьмая печать” обычно вспоминают в контексте диалогов об артхаусе, о представлении в кинокартинах образа смерти, о таланте режиссера. Всё это в совокупности действительно делает ленту шедевром, но за этими разговорами и зрители, и критики обычно забывают о том, насколько внимательно Бергман подошел к вопросу демонстрации ужасов эпидемии чумы, охватившей континент. Возможно, демонстрация смертельно больных не приносит эстетического удовольствия, но такова история.
1. Андрей Рублев (1969)
Не только из патриотических порывов, но и объективно мы имеем все основания на верхнюю строчку поместить картину нашего соотечественника Андрея Тарковского. Само появление такого фильма в Советском Союзе было грандиозным событием – атеистическая страна вдруг выделила деньги на съемки картины о духовной жизни средневековой Руси. Тарковский получил порцию критики за то, что его герои порой говорят современным языком, но автор намеренно допускал упрощения, чтобы не перегружать зрителя. В остальном лента предельно точна к деталям.
Если же историческая достоверность для вас менее важна, чем масштаб и размах постановки, можно вспомнить о десяти самых грандиозных исторических эпиков всех времен.
Евгений Ухов
5 января 2022 года
Источник: