Когда килогерцы казались большими
Топ 10 CD-проигрывателей 1990-х, которые надо покупать
Когда килогерцы казались большими
Таких уже не делают, а скоро их не будет вообще! Девяностые годы 20-го века – период настоящего расцвета формата CD-DA. Именно в этом десятилетии «цифра», как тогда казалось, окончательно сжила винил со света, а производители вовсю соревновались в том, кто же из них сделает звучание компакт-дисков наиболее «аналоговым» (ха-ха). Тем не менее, некоторым из них это почти удалось. В нашей подборке – лучшие модели проигрывателей компакт-дисков 1990-х годов, на поиски и покупку которых есть смысл потратить время и деньги.
Yamaha GT-CD1
Продолжение серии проигрывателей GT (Gigantic & Tremendous) от Yamaha, только теперь в формате компакт-диска. На рынке аппарат появился в самом конце 1991 года и просуществовал, равно как и его младшая версия Yamaha GT-CD2, до 1994 года включительно. Транспорт с верхней загрузкой производства JVC, бронзовый прижим для диска, отделка корпуса натуральным деревом, балансный выход – роскошная машина. В ЦАП использовались чипы типа Bitstream, однако цифровой фильтр работал с разрешением 20 бит, а в выходном каскаде использовались FET-транзисторы. Весила модель 24 килограмма.
Pioneer PD-95
Топовый проигрыватель фирмы продавался под разными названиями в разных странах – PD-T09, PDS-95. Это было лучшее воплощение фирменного транспорта Stable Platter, в котором диск размещался рабочей стороной вверх. Оригинальные «пионеровские» преобразователи Legato Linear, которые отличались превосходными техническими характеристиками, не всем нравились в младших моделях, но здесь они пели превосходно. Тяжелый омедненный корпус с полностью изолированными друг от друга цепями вносил серьезный вклад в общий вес в 20 килограммов.
Marantz CD-15
Появившись на рынке в конце 1992 года, эта модель до сих пор считается одним из лучших проигрывателей компакт-дисков фирмы. В ней устанавливался великолепный транспорт Philips CDM4MD, который до сих пор не требует от счастливых владельцев аппарата никакого технического обслуживания. Медное шасси являлось фирменной чертой топовых аппаратов Marantz, а в выходном каскаде впервые появились сборки HDAM, до сих пор используемые в дорогих моделях фирмы. Корпус был сделан из алюминия методом экструзии, тороидальный трансформатор был намотан проводом из бескислородной меди, а балансные выходы также были выполнены на трансформаторах. За цифроаналоговое преобразование отвечают сдвоенные чипы TDA-1547, организованные в легендарные сборки DAC 7. Весил аппарат 16,8 килограммов.
TEAC VRDS-20
Попытка создать ультимативный транспорт, предпринятая компанией TEAC, можно сказать, увенчалась успехом. Новые поколения этого узла трудятся в современных моделях проигрывателей Esoteric, а в 1987 году, когда топовый транспорт TEAC P-1 впервые появился в продаже, он произвел эффект разорвавшейся бомбы. Еще никто не уделял столько внимания механической составляющей, и транспорт VRDS (Vibration-Free Rigid Disc-Clamping System) справедливо считается лучшим образцом грамотного подхода к конструкции. Цифроаналоговая часть популярной модели 1992 года VRDS-20, которая позиционировалась как «доступный High End», была менее впечатляющей, поэтому владельцы часто использовали аппарат в качестве транспорта для подключения к внешним ЦАПам.
Victor XL-999EX
Лучший полный проигрыватель компании, выпущенный в 1996 году. Целая серия дорогих транспортов и ЦАПов фирмы Victor/JVC ознаменовала собой кульминацию формата CD. До сих пор эта модель пользуется огромным спросом на вторичном рынке. И это неудивительно – роскошный транспорт с верхней загрузкой и прижимом для диска, фирменный цифроаналоговый преобразователь с процессором K2, обещавший невероятные технические характеристики и повышавший точность преобразования до 20 бит, массивный корпус весом 15,7 килограммов – все это делает аппарат желанным гостем в любой системе.
Sony CDP-XA7ES
Последний в ряду проигрывателей серии ES с цифрой 7 в индексе был выпущен в 1994 году, и это был последний аппарат топового уровня от Sony. Его главная особенность – транспортный механизм FPM (Fixed Pickup Mechanism), отличающийся тем, что лазерная головка в процессе воспроизведения остается неподвижной, а смещается относительно нее сам диск с двигателем. Дополняет конструкцию солидная прижимная шайба, использование в блоке питания трансформатора с двойным сердечником, а также применение в цифровом фильтре решений, позволявших добиться уровня шума до -160 дБ! Весил проигрыватель 15 килограммов и звучал превосходно.
Kenwood LD-1
Инженерный шедевр разработчиков компании Kenwood включал в себя инновационный транспорт, напоминавший решение Pioneer Stable Platter, то есть подразумевавший размещение компакт-диска рабочей стороной вверх, литой алюминиевый корпус, три (!) трансформатора в блоке питания, дискретный выходной каскад на FET-транзисторах, огромный бесколлекторный двигатель в приводе и моторизованную крышку транспорта. Выпущенный на рынок в 1992 году аппарат был настолько хорош, что его можно было заказать у производителя вплоть до 1999 года. Весила модель 20 килограммов.
Technics SL-P900
Топовый проигрыватель фирмы 1990- х годов, за исключением эзотерической 1000-й серии, включавшей в себя транспорт и отдельный ЦАП. В лице данной модели 1991 года компания Matsushita решила предложить High End аппарат по доступной цене. Все элементы дорогого проигрывателя были на месте – основание корпуса из композитного антирезонансного материала, новое поколение фирменных однобитных преобразователей MASH с восьмикратной передискретизацией, два трансформатора в блоке питания, стеклянная линза в лазерной головке и аудиофильские комплектующие. Правда, вес модели был всего 7,4 килограмма, но это искупалось невысокой для своего класса ценой.
Krell KPS-20i
Один из самых запоминающихся проигрывателей CD всех времен, впервые выпущенный в 1995 году. Он выпускался в нескольких вариантах, версия с литерой «i» представляла собой полный проигрыватель с встроенным ЦАПом. Невероятный транспорт был основан на профессиональном механизме Philips CDM9Pro и заключен в двухкилограммовый бронзовый кожух. Легендарный прижим в форме пятиконечной звезды работал не только за счет веса, но и магнитов. За обработку сигнала отвечал процессор Motorola DSP-56002, отправлявший затем сигнал на цифроаналоговый преобразователь, построенный на четырех чипах Burr-Brown PCM63 в дифференциальном включении. Весил аппарат 25 килограммов.
Rotel RCD-991 AE
Данная модель была выпущена в 1999 году и ознаменовала собой начало уклона в сторону процессоров в ущерб механической составляющей транспорта. Разработчики модели поступили хитро – они взяли не самый дорогой и надежный транспорт от Sony, при этом цифровая и аналоговая часть были топовыми. Чипы Burr-Brown PCM63P, фильтр PMD-100 от Pacific Microsonics с поддержкой формата HDCD, конденсаторы Black Gate и переключаемый цифровой фильтр позволяли модели звучать куда дороже своей цены в 1500 долларов, приближаясь вплотную к High End комплектам, состоявшим из транспорта и ЦАПа. Удивительно, но самый «звучащий» вариант фильтра не был включен по умолчанию, поэтому если вы приобретете Rotel RCD-991 AE, не забудьте поставить переключатель dither в положение 4.
Источник: