Марина Положишникова, доцент факультета экономики торговли и товароведения РЭУ им. Г.В. Плеханова
Основной проблемой сейчас является нежелание бизнеса выходить на рынки других стран. Пока есть внутренний спрос, далеко не все готовы заниматься поиском внешних площадок даже несмотря на господдержку. Поэтому главной целью форума стало оказание содействия и обмен опытом между участниками рынка международной торговли в решении экономических и организационных вопросов, возникающих в условиях пандемии.
Дискуссия, инициированная на форуме, на наш взгляд, способствовала главному результату — формирование межотраслевого сообщества участников внешнеэкономической деятельности для выработки иммунитет в условиях турбулентной экономики.
Так, участники и спикеры Форума уже разработали итоговую резолюцию, сосредоточив свое внимание на разработке перечня предложений по мерам поддержки участников внешнеэкономической деятельности в постпандемический период 2021 – 2022 гг. Они будут направлены в уполномоченные органы государственной власти для публичного обсуждения их с привлечением общественных объединений, уполномоченных государственных органов и институтов развития.
ВЭД. Что позволит России сделать беспрецедентный рывок?
Лада Прогунова, и.о. Зав кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Г.В. Плеханова
Коронокризис показал точки роста для дальнейшего рывка — российским компаниям нужно развивать интернет-торговлю и внедрять современные логистические решения «от двери производителя до двери покупателя».
За время пандемии, на фоне сокращения нефтяных поставок, Россия нарастила экспорт ряда товаров в целый ряд стран, как ближнего, так и дальнего зарубежья.
За 8 месяцев 2020 года наблюдался рост по трем позициям российского экспорта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Точки роста экспорта:
— драгоценные камни, металлы и изделия в страны дальнего зарубежья на 203,8%, в сраны СНГ на 168,8%.
— продовольствие и сельскохозяйственное сырье в страны дальнего зарубежья на 117%, в сраны СНГ на 114,6%.
— текстиль, текстильные изделия и обувь на 105% в среднем для дальнего и ближнего зарубежья.
Тренд развития онлайн-покупок изделий из драгоценных металлов и камней в России стимулировался решением Правительства РФ от 30 ноября 2019 года, разрешающий продажу ювелирных изделий через международные онлайн маркетплейсы, такие как Tmall от китайского AliExpress, первыми партнёрами которого стали Sunlight и Sokolov. Также к онлайн экспорту «ювелирки» подключились и небольшие мастерские.
За первые семь месяцев 2020 года вырос экспорт российских медицинских изделий, оптики, приборов и медтехники до $673,32 млн. Среди стран-лидеров по динамике роста объема экспорта оказались Индия, Болгария, Армения и ОАЭ. Особенно возрос экспорт дыхательной аппаратуры и масок, что объяснимо в связи с пандемией. Россия по поставкам медтехники пока занимает скромное 35-е место в мире, но с потенциалом роста. И здесь значительным подспорьем являются созданные в столицах нескольких регионов центры поддержки и развития промышленного экспорта и продукции АПК.
Сейчас на подъеме отрасли сферы услуг, которые получили «импульс» на фоне ограничительных мер, киберспорт, виртуальные сервисы (телемедицина, онлайн-обучение, онлайн кинотеатры и другие), а также товары и компании, которые обеспечивают виртуальный мир и создают дополненную реальность – производители компьютерных игр, программного обеспечения для дистанционных коммуникаций и т.д. Мир стремительно меняется и победят в конкурентной борьбе те страны и компании, которые будут следовать новым трендам.
ВЭД. «Виновники» проседания в коронокризис и как наверстать потерянное?
Олег Чередниченко, доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г. В. Плеханова
Распространение пандемии по миру спровоцировало ряд существенных изменений в структуре международной торговли. Если проанализировать «сухие» цифры российской экспортно-импортной статистики за первое полугодие текущего года, то общий товарооборот немногим превысил $264 млрд., снизившись относительно аналогичного периода прошлого года почти на 17%. При этом уменьшение объемов импорта в Россию составило лишь 6,34% (до $105,2 млрд.), а вот падение экспорта оказалось значительно более существенным — на 22,54% (до $158,9 млрд.).
Основной «вклад» в падение объемов экспорта осуществили следующие товарные группы:
— минеральное топливо, нефть и продукты их перегонки — минус $45,2 млрд.
— черные металлы — минус $1,6 млрд.
— алюминий и изделия из него — сокращение на $1,491 млрд.
Сокращение произошло по двум основным причинам, в и их преодолении лежат и «точки роста» российского экспорта: снижение зависимости от импортных комплектующих, занимающих до 60% в структуре себестоимости, а также снижение доли внешних заимствований при усилении рублевой составляющей. Именно по последней причине в компании «Северсталь» нейтрально оценили влияние ослабевшего рубля на объем доходов от экспортных операций.
В контексте развития экспортной составляющей особенно стоит отметить российскую сельскохозяйственную отрасль, которая в условиях кризиса и «точечной» государственной поддержки сумела за прошедшие 9 месяцев текущего года, наоборот, нарастить выпуск, в целом, что позволило частично заменить объемы импорта продукции в Россию — он упал на 1,6% при одновременном росте внешних поставок на 14%.
Конечно, в значительной степени помог быстрый выход Китая из «коронокризисного пике» и рост объема закупок с их стороны, достигший 2,8 млрд. долларов, однако надо понимать, что сельское хозяйство имеет те преимущества, которые были упомянуты выше и акцент на которые следует делать российским экспортерам в ближайшей перспективе, чтобы максимально эффективно «отыгрывать» рынки, которые формирует изменяющаяся мировая конъюнктура.
ВЭД. Абсолютное изменение структуры российского экспорта
Дмитрий Завьялов, заведующий кафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова
Пандемия оказала прямое влияние не просто на структуру российского экспорта. Основной проблемой сейчас является желание бизнеса выходить на рынки других стран. Пока есть внутренний спрос, далеко не все готовы заниматься поиском внешних рынков даже несмотря на господдержку. Баланс изменился радикально. По итогам 2020г. произошло снижение объемов экспорта нефти и газа в натуральном выражении на 16%. Похожие минусовые показатели и у металлургов и машиностроителей, а также в лесопереработке.
В целом, отчасти благодаря значительному снижению объемов экспорта сырьевых товаров, доля несырьевых неэнергетических товаров может вырасти до 45–47%, что будет рекордным значением с 2000 г. Экспорт продукции агропрома за 9 месяцев увеличился на 14%, в основном за счет поставок в Турцию, Египет (зерно), Китай (свинина), Республику Корею, Казахстан.
Поставки в один только Китай выросли почти на четверть. Экспорт мяса увеличился более, чем в два раза; молока и масла – более, чем на 30%. Засуха в Европе помогла России нарастить экспорт кормовых культур из России – за восемь месяцев экспортные поставки сена выросли в 16 раз. В целом по группе агропромышленных товаров удалось преодолеть разрыв между импортом и экспортов и практически сравнять их. Экспорт сельхозтехники (в основном в СНГ и на Ближний Восток) за семь месяцев вырос на 23%, на фоне падения в автопроме на 44% — отличный результат.
Сейчас для мотивации возврата бизнеса на внешние рынки в рамках госпрограмм принимаются новые меры по созданию комфортных условия поставки продукции за рубеж, например увеличиваются компенсационные затраты на сертификацию продукции, что очень важно именно для фармацевтики, где сертификация очень дорога; компенсируются транспортных расходов при экспорте продовольствия для неприграничных регионов.
Источник: