Методика распределения субвенций территориальным фондам ОМС из бюджета ФФОМС несовершенна, заявили в Счетной палате. В частности, не учтена специфика заболеваний в разных регионах и ценовые факторы. При этом рост расходов на здравоохранение автоматически не приведет к повышению его эффективности – система не готова освоить эти деньги.
Как рассказала заместитель председателя Счетной палаты Галина Изотова на конференции «Здравоохранение в России – 2021», в России запланирован большой рост расходов на здравоохранение. «Если в 2019 году все источники финансирования, включая федеральный бюджет, ФОМС и региональные бюджеты, тратили на здравоохранение 3,8 трлн рублей, то к 2024 году мы ожидаем порядка 5,6 трлн рублей», – сообщила она. Основной объем расходов придется на Фонд обязательного медицинского страхования. Однако, действующая модель построения межбюджетных отношений несовершенна и требует корректировки.
По словам аудитора, основная статья расходов ФФОМС – распределение субвенций территориальным фондам ОМС. При этом методика распределения этих субвенций несовершенна. Она годится для выстраивания межбюджетных отношений между федеральным и региональными бюджетами, но в ней не учтена специфика заболеваний в разных регионах, а также отсутствуют ценовые факторы. «Поэтому, на наш взгляд, есть еще, над чем поработать, выстраивая межбюджетные отношения в отрасли в целом», — заключила Галина Изотова.
Отвечая на вопрос модератора о выполнении задачи Президента повысить долю расходов на здравоохранение до 5% ВВП, Галина Изотова отметила, что важен не только рост финансирования, но и то, чтобы полномочия регионов по использованию этих денег были выполнены. «Даже если мы завтра получим 10% ВВП (доли расходов на здравоохранение), мы не готовы будем эти деньги освоить. Нужно решить еще много проблем – в первую очередь нам нужны кадры», — отметила она.
Счетная палата выделяет и другие существенные проблемы, с которыми сегодня сталкивается российская медицина – следует их выступления Галины Изотовой. Это сверхплановые объемы медпомощи, кредиторская задолженность и дефицит кадров.
«Часто причиной возникновения сверхобъемов медицинской помощи является недостаточное планирование и резервирование средств на прогнозируемые периоды», – комментирует ситуацию вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов. – «Объективно оценить стоимость медицинской помощи достаточно сложно по причине отсутствия прозрачного механизма ее тарификации, а экономическое обоснование размера тарифов клинико-статистических групп не находится в публичном доступе. Как результат платить за такое прогнозирование приходится пациенту своим здоровьем вследствие чего уровень удовлетворенности граждан отечественной медициной крайне низок (29,3%), а количество обращений и жалоб к страховщикам продолжает расти.
Для защиты прав граждан страховые медицинские организации регулярно проводят экспертизы и помогают с получением доступной и качественной медицинской помощи. Так за 9 месяцев 2021 года в ходе экспертиз страховые представители выявили более 1 миллиона нарушений в оказании медпомощи по ОМС. Каждому пациенту была оказано индивидуальная поддержка».
По словам Галины Изотовой, весь мир идет по пути развития пациентоориентированнной медицины, и России надо к этому стремиться.
«Пациентоориентированная модель прежде всего построена на доступной и качественной медицинской помощи. Доступность медицинской помощи и модернизация первичного звена здравоохранения – это задача номер один. Но еще очень важны информированность пациентов, возможность выбора модели лечения и выбор врача. Систему защиты прав застрахованных нам нужно сильно развивать. Мы рекомендуем Правительству, Министерству здравоохранения базироваться именно на пациентоориентированной модели», — рассказала Галина Изотова.
Источник: