Про триумфальное возвращение Crusader Kings аккурат ко дню знаний в 2020 году не слышал только ленивый. Игра, где вы можете посадить всех своих детей за решетку, создать Джона Сноу, соблазнить, отравить или даже съесть Папу Римского физически не могла остаться без внимания аудитории. Симулятор средневекового интригана с практически бездонными возможностями покорил сердца многих ПК-игроков, не боящихся много читать, считать и разбираться. 29 марта 2022 года Crusader Kings 3 вторглась на территорию консолей, оккупировала часть пользователей Xbox через Game Pass и обложила ужасными налогами всех тех, кто решил просто купить игру раз и навсегда. Но обо всем по порядку.
Crusader Kings 3 тяжело рекомендовать всем и каждому, особенно, когда речь идет об аудитории, на дух не переносящей "душные excel-таблицы". Во многом это классическая игра студии Paradox Interactive, с разноцветной картой, тоннами текста, цифр, бесконечными меню, подменю и настолько высоким порогом вхождения, что новички, скорее всего, даже обучение будут проходить со скрипом тормозов ржавого локомотива. Хотя неподготовленный человек вряд ли отличит скриншоты Crusader Kings от какой-нибудь Europa Universalis, игры эти совершенно разные по философии и даже жанру. “Короли-крестоносцы” — в большей степени смесь ролевой игры и какой-нибудь Sims, нежели глобальная стратегии про перекрашивание карты Европы. Мы управляем не государством, а отдельным персонажем, с судьбой которого вольны извращаться как угодно. Можно пытаться играть “правильно”: постепенно подниматься от одного титула к другому, изучать слабости всех соседей, сетью интриг, подкупов и грубой силой сколотить под своим началом целую Империю, держа за причиндалы полмира и лично Папу Римского, а можно и самому стать пресловутым Папой…
Но кто заставляет играть “правильно”? Игра не будет щелкать вас по носу, даже если ваш подопечный проводит свои годы в плену какого-нибудь герцога. “Геймовер” наступает лишь в случае, если персонаж умирает, не оставив наследников. Никто не запрещает отыгрывать роль раздолбая и пьяницы и пожинать плоды своих деяний. Возможностей — тьма! К тому же нас всегда будут окружать бесчисленные баронства, графства, герцогства, королевства и империи, где сидят сотни управляемых ИИ личностей, которые тоже не стесняются перелопачивать карту Евразии и части Африки под свои нужды. У каждого есть свои черты личности, владения, армия и желание сделать с нами то, на что не решились бы сделать с ними мы. Crusader Kings 3 — это почти бездонная песочница, генерирующая множество сумасшедших средневековых историй, безумие которых при должном креативе игрока умножается в разы.
Вы наверняка за два года успели зацепиться глазом за множество дифирамбов в сторону Crusader Kings 3, обратили внимание на ошеломительно высокие оценки и награды от разных изданий. ПК-версия действительно стала настоящим хитом, другой вопрос — удобно ли всем этим заниматься на геймпаде? За несколько месяцев до релиза мы уже описывали основы консольного управления в первых впечатлениях. Студия Lab42 пусть с небольшими оговорками, но максимально близко подобралась к понятию “объять необъятное”, спустя несколько часов практики у вас вряд ли будут весомые поводы материться в попытках понять, как тут делать хоть что-нибудь. На экран всегда можно вывести подсказки к управлению. Шрифты, иконки и различные вкладки меню нарисованы аккуратно и легко читаются с телевизора, не заставляя вас щуриться, как было с Outer Worlds до патчей. Мой вам совет — настройте телевизор так, чтобы текст не вызывал раздражения, ведь чтение — это то, из чего состоит 99% игры.
Студия Lab42 пусть с небольшими оговорками, но максимально близко подобралась к понятию “объять необъятное”, спустя несколько часов практики у вас вряд ли будут весомые поводы материться в попытках понять, как тут делать хоть что-нибудь
Без мелких досадных промахов в адаптировании под геймпад, впрочем, не обошлось. В обучении игра нет-нет да выдаст какую-нибудь чушь, вроде “нажмите Esc” или “наведите курсор мыши…”. Это скорее исключения из правил, но все равно малоприятные. Игра Paradox Interactive может уехать с ПК на консоли, но ПК из нее не выгонишь.
Оптимизирована Crusader Kings 3 прекрасно, никаких тормозов, вылетов и зависаний нами замечено не было. Разработчики учли возможности SSD на Xbox Series и PS5, загрузки обычно не занимают и пары секунд, отчего роль экранов загрузок с подсказками теряется, вы физически не успеваете их прочесть.
Без сомнений, если вы владеете игровым ПК и консолью, и стоите перед выбором, какую из версий стоит взять — предпочтение следует отдать ПК, так как управляться со своими владениями вы будете в разы быстрее. Мышкой куда легче навестись на любую панель и прочитать описание, чем зажать стик, вызвать курсор и навестись им уже геймпадом. Но Crusader Kings 3 — не игра про скоростной микроконтроль. В ней важно именно чувствовать королевский комфорт, а с ним на геймпаде все вполне пристойно.
Что действительно может подкосить ваши нервы при знакомстве с серией — это ценовая политика, даже если не брать в расчет нынешнюю ситуацию на российском рынке. Ветераны творчества студии Paradox Interactive прекрасно знают, что не так страшна покупка любимой игры, как покупка всех ее бесчисленных дополнений. Стандартное издание Crusader Kings 3 для пользователей Xbox и Playstation обойдется в 50$. Royal Edition, включающая набор дополнений, уже потребует отслюнявить 75$. К сожалению, вышедшие ранее на ПК DLC Royal Court и Northern Lords не входят в состав стандартной версии игры и доступны только покупателям “Королевского издания” или отдельно купившим “Expansion Pass”. Всё-таки для пользователей консоли это выглядит не очень красиво, новая для них игра с первого дня релиза продается кусками. Естественно, будущие дополнения придется тоже докупать отдельно, и затянувшись в игру, вы уже просто не сможете себе отказать в их приобретении.
Подозреваем, именно ценовой барьер сильно ударит по консольной аудитории. Если человек не знаком с серией, но желает попробовать, что это за зверь такой, этот ваш Crusader Kings, любопытство будет дорого ему стоить. Впрочем, владельцам Xbox на выручку приходит спасительный Game Pass. Стандартная версия игры с первого дня доступна в подписочном сервисе. Неизвестно, надолго ли она там задержится, но, как минимум, ознакомиться без лишних затрат и принять решение о дальнейшей покупке проекта с дополнениями вы сможете.
Визуальный обзор Аддиктивный геймплей Атмосфера — она обволакивает и поглощает Пацанские темы Крутой герой создание чара Дрочить разрешается Прокачка Нелинейность Открытый мир Грязные извращенцы Известный разработчик — его мы любим и уважаем Насилие и кровь wow-фактор цветет и пахнет Реиграбильность — ее можно играть и переигрывать много лет Субтитры для глухонемых Жопозаживин Поддержка ЛГБТ Сильная женщина Переведено на русский язык
Визуальный обзор базируется на основных признаках игры и является дополнением к основному обзору.
Еще один фактор, вызывающий скепсис по отношению консольным версиям — одновременный выход дополнений и обновлений еще не синхронизирован, поэтому консольная версия будет несколько отставать в развитии. В будущем разработчики обещают наладить равенство в этом вопросе, но обещать не значит жениться. Никто ведь не застрахован от ситуации, если в силу низкого интереса аудитории игра просто завянет на полках Xbox и PS Store и перестанет толком обновляться. Во владениях Steam она может чувствовать себя как дома, но на земле “приставочников” это подозрительная личность, за мантией которой мало кто решится разглядеть подлинный шедевр.
Источник: