C 1 января 2019 года в четырёх регионах России заработал налог на профессиональный доход — «налог для самозанятых». Индивидуальные предприниматели начали массово переходить на новый налог. У бизнесменов, которые с ними работают, возникли вопросы: как теперь сотрудничать и какие документы оформлять, чтобы оплату самозанятому можно было включить в расходы. Самые настойчивые написали письма в налоговую. Мы изучили ответы налоговиков и разобрались, как правильно сотрудничать с самозанятыми.
- Автор: Ирина Ситникова
- Эксперт: Катерина Земскова
- Иллюстратор: Ануш Микаелян
Самозанятым не нужно вести бухгалтерию, платить социальные взносы и сдавать отчётность — достаточно зарегистрироваться в приложении «Мой налог». Когда самозанятый получает деньги за товары, работы или услуги, ему нужно пробить чек в приложении и отдать заказчику. Приложение само рассчитает сумму налога за месяц и пришлёт уведомление.
Подробно про налог на профессиональный доход мы рассказали в статье «Налог для самозанятых: кого касается и как будет работать». А сейчас разбираем отдельные моменты и особенности работы с самозанятыми.
Сотрудничать с самозанятыми могут бизнесмены из любых регионов
Самозанятыми пока могут стать только те, кто работает в Москве, Московской и Калужской областях или в Татарстане. Но сотрудничать с ними могут предприниматели из любых регионов. Например, у вас магазин электроники в Калининграде, и вам нужен текст для сайта. Вы находите человека, который работает редактором в Калуге и зарегистрировался там плательщиком налога на профессиональный доход. Вы можете заключить с ним договор как с самозанятым, а после оплаты он сформирует вам чек в приложении «Мой налог». Вам не обязательно вести бизнес в экспериментальном регионе, чтобы сотрудничать с самозанятыми.
Проверяйте статус самозанятого, чтобы не попасть в неприятности
Письмо налоговой про регистрацию самозанятых
Если самозанятый в течение года заработает больше 2,4 млн рублей, его лишат статуса плательщика налога на профессиональный доход. Это произойдёт, как только его доход превысит рубеж.
Если бывший самозанятый — физлицо, с этого момента заказчик обязан платить за него НДФЛ и страховые взносы, как за своих сотрудников. Иначе можно попасть на штрафы за неуплату налогов и взносов, а оплату за товары, работы или услуги не получится включить в расходы.
Если бывший самозанятый — ИП, с ним нужно оформлять договор, счёт и акт выполненных работ, как с любым другим предпринимателем. Если он продолжит выдавать вам липовые чеки, оплату такому исполнителю не получится включить в расходы.
Чтобы себя обезопасить, перед каждой сделкой проверяйте статус самозанятого на сайте налоговой.
Письмо налоговой по работе с самозанятыми
Чтобы проверить статус самозанятого, нужен только его ИНН
Чтобы проверить статус самозанятого, нужен только его ИНН
Заключайте договоры по правилам Гражданского кодекса
В законе нет специальных правил, как оформлять договоры с теми, кто платит налог на профессиональный доход. Можно использовать оферту, договариваться устно, на бумаге или в переписке по электронной почте, с нотариальным заверением и без — правила прописаны в Гражданском кодексе. Чтобы включить в расходы оплату самозанятому, оформляйте договор как обычно — с учётом кодекса.
Перезаключать действующие договоры не обязательно
Действующий договор не обязательно перезаключать только из-за того, что индивидуальный предприниматель перешёл на налог на профессиональный доход. Есть смысл заключить новый договор, только если раньше предприниматель работал на ОСНО и платил НДС. Тогда суммы сделок изменятся — теперь оплата будет без учёта НДС. Но налоговики говорят, что даже в этом случае перезаключать договор не обязательно. Если условия всех устраивают, можно работать по старым договорам. Но мы всё же рекомендуем обезопасить себя и оформить дополнительное соглашение.
Чеки нельзя заменить актом выполненных работ
Если самозанятый что-то продал или оказал услугу, он обязан сформировать чек в приложении «Мой налог». Даже если сотрудничаете с самозанятым на постоянной основе и проводите по 5-10 сделок в месяц. После каждой сделки самозанятый обязан сформировать чек и отдать заказчику — нельзя заменить чеки актом выполненных работ в конце месяца. Акт можно оформить дополнительно и приложить к нему чеки. Без чеков затраты на оплату самозанятому нельзя включать в расходы.
Чеки можно хранить на бумаге или в электронной форме
После оплаты товара, работы или услуги самозанятый формирует чек в приложении «Мой налог» и передаёт заказчику одним из способов: распечатывает, даёт возможность отсканировать QR-код с экрана мобильного, отправляет на почту или телефон. Заказчик может хранить чеки в любом виде. Главное — знать уникальный номер чека, по которому его можно распознать, чтобы подтвердить расходы.
Если самозанятый не выдал чек, обратитесь в налоговую
Если платите наличными или по безналу, самозанятый должен пробить и отдать вам чек в момент оплаты. Если платите через Яндекс.Деньги, Киви или Вебмани, вам должны выдать чек не позже 9 числа следующего месяца. Если самозанятый не отдаёт чек, обратитесь в налоговую — принесите письмо лично, отправьте по почте или через сайт налоговой.
Самозанятый не должен выдавать чек, только если работает через посредника. Тогда кассовый чек или другой документ, который подтверждает оплату, должен выдать посредник.
Следить за выходом новых статей в телеграм-канале «Жизы»
Источник: