Если говорить честно, стиральный машинки белорусского производителя «Атлант» не отличаются надежностью. И это факт. По статистике сервисных центров, этот агрегат занимает почетное третье место в списке моделей, которые ломаются через 3 года после эксплуатации.
Хорошо, что хоть в эти изделия встроена система автоматической диагностики, которая оповещает пользователей о том, что именно случилось с незаменимой помощницей и чем ей можно помочь. В частности, многие пользователи сталкиваются с тем, что возникает ошибка F9 в стиральной машине Атлант.
О том, что это за зверь, как с ним бороться, мы и поговорим в этой статье. Кстати, если у вас модель без дисплея, не стоит расстраиваться. Они также оповещают об ошибках и различного рода неисправностях. Но происходит это не через дисплей, а посредством световой индикации. Коду F9 соответствует загорание первого и четвертого светодиода.
Что же обозначает ошибка F9
Если загорелся этот код ошибки, то проблемы возникают с вращением барабана. Может выйти из строя тахогенератор, поломаться двигатель, модуль управления, либо возникнуть проблемы в проводке, соединяющей эти элементы между собой.
Еще бывает, что ошибки никакой на аппаратном уровне не возникает. В Атлантах может возникнуть проблема с прошивкой электронной платы. И после даже незначительного скачка напряжения прошивка слетает. В этом случае также потребуется ремонт, но уже не дорогостоящая замена электронной платы, а просто ее перепрошивка. Хотя сделать это в домашних условиях без специальных знаний, опыта, инструмента не получится.
Прежде, чем заподозрить в машинке поломку, важно исключить разовый сбой. Такое может возникнуть, если плата управления зависнет. В этом случае действуем так:
- Вытащите шнур стиралки из розетки и выждите время не менее 15 минут, а лучше больше.
- Включите технику.
- Если ошибка пропала с дисплея, значит все ок, и дело было действительно в разовом сбое.
Проверьте еще кнопку отжима. Ошибка может возникнуть, если кнопка отжима зажалась случайно. Так тоже бывает.
А если устранить неисправность таким образом не удалось, скорее всего мы имеем дело с поломкой.
Проверяем тахогенератор
Чтобы проверить исправность таходатчика СМА самостоятельно, выполните следующие действия:
- Отключите питания.
- Открутите болты, удерживающие заднюю крышку техники. Это сделать очень легко, достаточно открутить саморезы.
Под крышкой вы увидите большой шкив с приводным ремнем, заднюю стенку бака, патрубки, контакты ТЭНа и провода, к которым они подсоединены, двигатель с подключенным к нему таходатчиком.
Обратите внимание! Достоинство Атлантов в том, что они обладают удобным расположением внутренних элементов. Сняв заднюю крышку, вы получите доступ сразу ко всем основным узлам. Не во всех машинках такое бывает. В других брендах сложности начинаются уже со снятия задней крышки.
Итак, чтобы проверить таходатчик делаем следующие действия:
- отсоедините провода, которые идут к тахогенератору,
- возьмите мультиметр и проверьте деталь.
Нормальным значением на контактах датчика Холла является показатель 60 Ом. После этого установим мультиметр в режим Вольтметра. Приложив щупы прибора к контактам тахогенератора, начните вращать мотор, напряжение должно повыситься где-то на 0,2 Вольта.
Снимите тахогенератор и осмотрите визуально его кольцо. Быть может, там образовался слой окисла. Если это так, кольцо нужно подчистить.
Обратите внимание на качество крепления этой детали. Быть может, причина не в неполадке, а в том, что разболталась деталь? Это иногда происходит из-за постоянных вибраций, особенно на больших скоростях отжима. Чтобы избавиться от проблемы, достаточно подтянуть датчик.
Еще проверьте шлейфы между платой и деталью. Если же бы в результате измерений обнаружили, что все-таки сгорел тахогенератор, его необходимо заменить на новый.
Чтобы это сделать приобретите деталь в интернет-магазинах или в других точках продаж. Желательно устанавливать оригинальные запчасти. После этого сделайте следующее:
- снимите заднюю крышку;
- разожмите жгуты и отсоедините от датчика провода;
- разожмите защелки для того, чтобы снять заднюю крышку;
- открутите крепление;
- снимите сгоревшую деталь;
- установите исправную запчасть и выполняйте все действия в обратном порядке.
Как проверить электродвигатель?
Стиральная машинка марки «Атлант» может сигнализировать о неисправности ошибкой Ф9 в том случае, если возникли проблемы с электродвигателем. Если произошла утечка тока на корпус, пробит якорь – вы ничего сделать не сможете, деталь ремонту не подлежит и придется менять блок. А эта деталь стоит дорого. Конечно, теоритически двигатель можно отремонтировать. Но это нецелесообразно с экономической точки зрения. Такой ремонт обойдется дороже, чем покупка и замена сломанной детали на новую.
Итак, как же определить, что нужна замена двигателя? Для этого мотор нужно снять. Отсоедините от него провода, открутите болты и потяните на себя мотор. Дальше нужно найти щетки, открутить держатели и вытащить эти детали на проверку. Если щетки истерлись, их нужно заменить. Определить, что щетки стерты легко, они будут слишком короткими. Кстати, меняйте щетки всегда парой. И если: покупайте только оригинальные щетки, в противном случае есть риск испортить ламели коллектора и тогда цена ремонта увеличится в разы.
После этого открываем корпус прибора и проверяем при помощи того же мультиметра утечку на корпус, а также обмотку мотора на пробой. Если проблем с щетками, обмоткой мотора нет, утечки на корпус не зафиксировано, значит, с двигателем все в порядке. Нужно искать другую причину.
Проверяем электрическую цепь
Если все элементы проверены, а код ошибки так и не исчез, впору задуматься об исправности проводов, соединяющих двигатель и модуль управления. Возьмите мультиметр и начинайте прозванивать им каждый провод. Если вы обнаружили, что какой-нибудь из них не прозванивается, нужно произвести его замену. Также мы рекомендуем не доверять единичным измерениям и промерить все пучок кабелей минимум 2 раза, так как при рассматриваемом способе тестирования иногда могут случаться ошибки в измерениях.
Ну а если цепь исправна, значит неисправность все же в электронном модуле. Придется обратиться в хороший сервисный центр, так как ремонтировать самостоятельно модуль управления не рекомендуется по той причине, что нужен специализированный инструмент, навыки. Как мы уже говорили, иногда проблемы с платой заключаются в прошивке, а не в аппаратной поломке.
Источник: